Это милость Прабхупады ко мне

Шрила Прабхупада был гораздо более снисходительным [чем Господь Чайтанья]. Когда его спросили в связи с наказанием Чхоты Харидаса: «Что должен делать санньяси Прабхупады?», Прабхупада сказал: «Нет, они не должны совершать самоубийство!» Он сказал: «Я не могу быть таким строгим, как Чайтанья Махапрабху. Мне нужны люди, чтобы они работали со мной и помогали мне». Если бы он был таким строгим, никто бы не смог остаться. Прабхупада был прагматичным в этом смысле.

Наказание Прабхупады [было в том, что] обычно он отчитывал жесткими словами. Обычно мы считаем Прабхупаду миловидным дедушкой, но на самом деле он был очень тяжелым, и не многие преданные могли с ним находиться. Вы можете подумать: «Я бы хотел всегда быть с Прабхупадой!» Но очень немногие преданные могли оставаться с Прабхупадой, потому что он был очень строг. Он сам был очень сильным, он работал и днем, и ночью. Его слуги должны были быть наготове 24 часа в сутки. Он интенсивно путешествовал, и им не позволялось отдыхать из-за нарушения биоритмов. Пребывать со Шрилой Прабхупадой было трудно. Часто он сурово отчитывал даже за мелочи.

Опять же, это не совсем наказание, это исправление, это обучение. Если гуру не будет говорить ученикам: «Не делай этого, делай это», то где тут обучение? Какой смысл тогда в том, чтобы вообще иметь отношения гуру и ученика? Обучение должно быть, и мы можем ожидать, что ученику не понравится все выслушивать. На то он и ученик. Ему нужно измениться, исправить свои дурные привычки.

Итак, что бы ни делал преданный – наказывает он или проклинает – все это для блага других. Это необходимо понять. Не должно быть такого: «Мой гуру слишком тяжелый. Я забуду про него. Найду себе гуру получше, который мне больше понравится!» Тогда вам не нужен гуру. Вы должны понять, что все это на благо. Шрила Прабхупада, должно быть, был очень строг. Но в нашем Движении среди учеников Шрилы Прабхупады, может быть, тот, кто был суровым учеником – это Тамал Кришна Госвами. И Прабхупада наказывал его очень сурово. Можно сказать, что наказывал, раз мы говорим о теме наказания.

Он организовал потрясающую группу Радха-Дамодары, распространял много книг, делал многих преданными. Но, делая это, он также рассердил многих президентов храмов в Америке. В основном президенты храмов были грихастхами. Он забирал у них всех брахмачари. Он говорил брахмачари: «Все эти грихастхи – в майе, присоединяйтесь к нам». Они отправлялись в города, где у преданных были храмы. Они распространяли там книги. Они просто наводняли все места, собирали любыми средствами, выжигали поле проповеди. Было очень много недовольств по поводу всего этого. И Прабхупада отстранил Тамал Кришну Махараджа, выгнал его из Америки. Он сказал: «Отправляйся проповедовать в Китай!» Тогда туда поехать было нельзя. Американцу невозможно было отправиться в Китай. Прабхупада сказал: «Сделай это полем своей проповеди!» Это может показаться наказанием, но Тамал Кришна Махарадж принял это правильным образом. Он сказал: «Это милость Прабхупады ко мне». В результате он стал пионером проповеди в Китае. Харе Кришна!

Е. С. Бхакти Викаша Свами, шестой фрагмент лекции «Наказание и терпимость, часть 1»