Привязанность к своим привязанностям разрушает бхакти

брахма-бхутах прасаннатма на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу мад-бхактим лабхате парам

Это уже ближе к концу Бхагавад-Гиты Он говорит, что когда преданный, т.е. человек, обладает этой удовлетворенностью – прасаннатма. Прасаннатма означает, что атма человека, его душа, не реагирует на провокации ума.

Ум нас провоцирует все время на какие-то оценки, на идеализации, на неприязнь, на критику, но когда человек сосредотачивается на Кришне, на душе, на душе окружающих, не смотрит на их колебания, то тогда он достигает состояния прасаннатмы.

«На шочати на канкшати» – это то, о чем здесь Кришна говорит, т.е. он не очаровывается и не разочаровывается и далее «самах сарвешу бхутешу» – относится равно ко всем живым существам, у него равное видение, для него нет ни друзей, ни врагов, для него есть просто души, которые нуждаются в Кришне и он относится к ним равно, даже если они ведут себя враждебно, либо они ведут себя дружелюбно. Конечно, мы различаем друзей и врагов, мы понимаем – вот этот человек дружелюбный, вот этот человек враждебный, но это не затрагивает суть нашего отношения к человеку.

Понимаете, вот в этом определении Рупы Госвами гьяна-кармади-анавритам, слово врити означает не то, что человек должен быть свободен от гьяны и кармы, потому что от гьяны и кармы нельзя быть свободным. Мы же привязаны, т.е. мы же действуем, мы же изучаем писания, то есть гьяна и карма присутствуют. Но слово врити означает… Его очень сложно объяснить, врити означает не отсутствие привязанности, а отсутствие привязанности к привязанности. То есть врити означает вот это упрямство.

Предубеждения есть у всех, но когда человек привязан к своим предубеждениям, это уже демоническое влияние. То есть предубеждение есть, но когда человек все равно идет на этот шаг, он раскрывает свое сердце, он спрашивает, вдруг он выясняет, что всё, что он думал не так, как оно есть на самом деле, у него какой-то другой взгляд, т.е. очень легко человек уходит вот в эти наслоения.

Но когда человек привязан уже к своим наслоениям, вот к этой гьяне либо к карме, вот это уже разрушительно для бхакти. Почему? Потому что это влияние демоническое. Некоторые преданные, когда слышат об этих вещах, говорят: «Ну, да, это, конечно, все правильно, и давайте попробуем» — «Ну давайте». И вот они пытаются вступать в эти взаимоотношения. Делают это, но делают это так, чтобы у них не вышло ничего из этого. Это где-то происходит в глубине. Почему? Потому что есть привязанность к этой привязанности, то есть человек не хочет отпускать позицию контроля, не хочет отпускать позицию наслаждающегося, позицию главного, т.е. любую… Вот эти врити означают, что человек держится за всё это, даже если он знает, что все это неправильно.

Одно из оскорблений Святого имени – совершать греховные поступки, несмотря на знания о Святом имени, обо всех этих вещах, но есть очень интересная формулировка этого оскорбления – человек сохраняет привязанности, несмотря на то, что он узнал и понял всё, т.е. он не просто узнал, но еще и понял, он все равно сохраняет привязанности. Почему? Это упрямство, это демоническое качество – упрямство.

Если человек упрямо держится за своё положение, держится за свои представления, это говорит о том, что преданность в опасности находится. Кришна закрывает глаза на наши привязанности, наше невежество – Ему это все равно, главное, чтобы мы за это не держались.

Почему? Потому что Кришна никогда не нарушает желания живых существ. Потому что Он хочет, чтобы мы обрели любовь к Нему, а любовь возникает тогда, когда мы… Даже если мы падаем, даже если у нас ничего не получается, если у нас сохраняется желание идти по пути бхакти и желание избавиться от этого всего, для Кришны мы остаемся чистыми преданными.

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами