19 августа — день явления Господа Баларамы (пост до полудня)

О Кешава! О Господь Вселенной! О Господь Хари, принявший форму Господа Баларамы и держащий в своих руках плуг! Вся слава Тебе! На Твоем бриллиантовом белом теле — одежды цвета нового голубого дождевого облака. Эти одежды имеют тот же цвет, что и прекрасный темный оттенок реки Ямуны, которая испытывает большой страх когда Ты ударяешь по ней Твоим плугом.

Шри Баладева является Самой Верховной Личностью Бога. Он также обладает высшей властью Верховного Господа, и всё-таки, когда бы ни появился Кришна, Шри Баладева появляется как брат Кришны, иногда как старший, иногда как младший. В Своей форме ваибхава-пракаша Господь проявляет Себя как Баларама. Баларама выглядит также как Сам Кришна, единственное различие в том, что цвет тела Кришны — темный, а Баларамы — светлый. Эти два Господа, Кришна и Баларама, являются семенем и источником вселенной, Творцом и Господином принадлежащей Ему энергии творения. Они входят в сердца живых существ. Они Изначальные Всевышние.

Шри Баладева — седьмой ребенок Деваки, Он старше Кришны и обладает белым оттенком кожи. С этим связана следующая история. Девы получили наставление от Махавишну принять рождение как гопалы (пастухи). Затем Махавишну взял один белый волос со Своей головы и сказал, что он будет помещен в чрево Рохини и превратится в Балараму, а взяв черный волос, сказал, что он будет помещен в чрево Йашоды и станет Кришной. Говорится, что белый цвет означает просвещение (просветление).

Йогамайа перенесла Ананта Шешу (Балараму) из чрева Деваки в чрево Рохини. Спустя семь месяцев в наиболее благоприятный момент месяца Шравана Рохини дала рождение Господу Балараме, испытывая полное счастье. Цвет Его кожи был подобен белому лотосу и Он выглядел как полная луна. Его глаза сверкали как два ярких луча света и Его волосы были цветом нового облака, такими же светящимися как солнце. Он отлтчался такой необычной красотой, поскольку Он был ни кем иным как Господом Санкаршаной. Астрологи предсказали, что у него будут длинные руки и Он убъет Праламбасуру; что Он у Него будет младший брат, который убъет много других демонов. Они сказали, что Он — Дхенупал, защитник коров и убийца Дхенукасуры.

Брахманы по наставлению Васудевы совершили церемонию джата карма самскары. Хотя Он был необыкновенно красив, каждый испытывал большое волнение, так как Он был немым и неподвижным. Никто не мог заставить Его произнести звук или сделать движение. Однажды, когда Деваки была беременной, она подобрала Его и осторожно поместила Его к себе на колени, рядом со своим сердцем, где находился Кришна, Баларама немедленно начал смеяться и играть подобно не ведающему печали ребенку. Но когда Деваки опустила Его с колен, Он снова стал неподвижен. Он оставался в этом состоянии до тех пор, пока не явился Его младший брат (Кришна). У Господа Баларамы было шесть братьев по линии матери Рохини: Гада, Сарана, Дурдхана, Випула, Дхрува и Крита.

Бала в переводе с санскрита означает «сила». Господь Баларама олицетворяет силу, с помощью которой можно приблизиться к Кришне. Это не физическая сила, и не сила ума. Говорится, что до духовного мира невозможно добраться, даже передвигаясь со скоростью мысли. Так какая же материальная сила может помочь в этом? Духовная сила, которую дает Господь Баларама, — это желание служить Богу и вкус к этому служению. По сути, духовная радость (Рама). Радость духовной жизни – в служении Верховной Личности Бога. Господь Баларама показывает пример этому. В шастрах говорится, что Баларама отличается от Кришны только цветом тела. Кришна – цвета грозовой тучи (Шьяма), а Баларама – цвета хрусталя. Во всем остальном Они равны. Но Баларама добровольно занимает «подчинённое» положение.

Кришнадас Кавирадж Госвами пишет, что Баларама служит Кришне в трёх настроениях: как старший брат, как друг и как слуга. Он делает всё, чтобы доставить Кришне удовольствие – так, как это Кришне хочется в сию минуту. Таков идеальный слуга Бога – он занимает то положение, в котором Господь хочет его видеть. Этому же Баларама учит и нас – мы должны служить Кришне, не привязываясь к какому бы то ни было положению – будь то в духовном мире или в материальном, в раю или в аду, в роли старшего или младшего… Господь Баларама – изначальный Гуру.