Путь к духовному пробуждению
27 сентября — Падмини экадаши
Выход из поста 28 сентября с 6:18 до 10:14 (для Луганска). Экадаши — с санскрита переводятся как одиннадцатый. Это — 11 и 26-ой лунный день в соответствии с Ведическим календарём. Эти дни особенно благоприятны для совершения аскез и духовного просвещения. Говорится, точно так же, как нет воды чище, чем вода реки Ганг, нет Господа выше Господа Вишну, так же и нет поста более священного, чем пост в Экадаши.
Экадаши способствует очищению на физическом, ментальном и духовном плане, обретению милости Бога и освобождению от иллюзии материального существования.
Почему рекомендуется поститься именно на Экадаши? Все знают, что Луна оказывает сильное влияние на психику человека. И в одиннадцатый лунный день мы особенно сильно зависим от наших чувств, желание наслаждаться и эксплуатировать свое окружение в собственных целях достигает максимума. Зерновые и бобовые — основной источник энергии, поэтому от них рекомендуют отказаться в первую очередь — чтобы не питать энергией свои эгоистические желания.
Экадаши называют матерью преданности — если мы в этот день думаем о Кришне или служим Ему, мы получаем большее благо, чем обычно. Соответственно, греша в этот день, мы несем большие греховные реакции.
Существует одна тонкость в праздновании Падмини экадаши. Понятие так называемого «високосного года» с точки зрения ведического лунного календаря иное. Такой високосный год не раз в 4, как в западном календаре, а раз в 3 года. В этом случае добавляется один дополнительный лунный месяц — месяц Пурушоттама.
Всевышний Господь Шри Кришна в беседе со своим другом Юдхиштхирой: «…О лучший из царей, тот, кто соблюдает этот пост, несомненно достигнет Моей личной обители. И если ты захочешь исполнения своих желаний, то должен делать то же самое».
Сута Госвами: «Каждый, кто с преданностью постится в экадаши дополнительного месяца високосного года и тщательно соблюдает регулирующие принципы, прославится и счастливо последует обратно к Богу. А тот, кто просто слушает или читает об этом экадаши, также получит великое благо и безусловно достигнет обители Господа Хари».
Изначально эту историю из Падмини экадаши рассказал Пуластья Муни великому ведическому мудрецу Нарада Муни, а потом Всевышний Господь Шри Кришна своему лучшему другу — безгрешному царю Юдхиштхире.
Пуластье Муни как-то случилось спасти Равану из тюрьмы Картавирьярджуны, и, услышав об этом, Нарада Муни спросил своего друга: «О величайший из мудрецов, ведь Равана победил всех полубогов, включая Господа Индру; как же смог Картавирьярджуна повергнуть Равану, который так искусен в сражении?»
Пуластья Муни ответил: «О великий Нарада, в Трета-югу в династии Хайхайя принял рождение Картавирья (отец Картавирьярджуны). Его столицей был город Махишмати, и было у него тысяча цариц, каждую из которых он очень любил. Однако ни одна из них не могла родить ему сына, которого он так сильно желал. Он совершал жертвоприношения и поклонялся полубогам и предкам, но из-за проклятия некоторых мудрецов, был неспособен родить сына. А без сына царь не радовался своему царству, так же как голодный никогда не может по-настоящему наслаждать свои чувства.
Царь Картавирья тщательно рассмотрел положение, в котором он находился, и решил совершить суровую аскезу, для того чтобы достичь своей цели. Передав управление царством своим министрам, он одел набедренную повязку из коры, отрастил волосы и ушёл в лес.
Одна из цариц, которую звали Падмини, — дочь царя Харишчандры, рождённая в династии Икшваку, — увидела, как царь уходит. А поскольку она была целомудренной женщиной, то почувствовала, что её обязанность — следовать по пятам своего возлюбленного мужа. Сбросив все царственные украшения со своего прекрасного тела, и надев на себя простой кусок ткани, она последовала в лес за своим мужем.
В конце концов, Картавирья достиг Вершины Горы Гандхамадана, где подверг себя суровой аскезе в течение 10 000 лет, медитируя и молясь Господу Гададхаре, владеющему палицей. Тем не менее, н так и не получил сына. Видя своего дорогого мужа истощенным до костей и кожи, Падмини нашла решение проблемы. Она пришла к деве Анасуйе, жене великого мудреца Атри и матери Даттатрейи — трехголового воплощения Брахмы, Вишну и Шивы.
Падмини рассказала о суровых аскезах, которые её дорогой муж, Картавирья, безрезультатно совершает уже последние 10 000 лет, поскольку Господь Кешава, единственный, кто может уничтожить все предыдущие грехи и теперешние трудности, всё ещё не смилостивился над ним. И затем с величайшим почтением обратилась с просьбой: «О самая удачливая, пожалуйста, назови день поста, соблюдая который, мы можем удовлетворить Всевышнего Господа нашей преданностью, и Он наградит меня прекрасным сыном, который будет править миром как император».
Услышав слова Падмини, которая была очень целомудренна и предана своему мужу, великая Анасуйя ответила ей очень вдохновляюще: «О великолепная, лотосоокая женщина, обычно в году двенадцать месяцев, но после каждых тридцати двух месяцев добавляется ещё один, и два экадаши, выпадающие на этот месяц, называются Падмини экадаши и Парама экадаши. Они выпадают на двадаши в светлую и темную часть месяца Пурушоттам соответственно. Ты должна поститься в эти дни и бодрствовать всю ночь. Если ты сделаешь так, то Верховная Личность Бога, Хари, наградит тебе сыном».
О Нарада, так Анасуйя, дочь мудреца Кардамы, объяснила силу этих экадаши. Выслушав её, Падмини с верой последовала предписанным правилам, чтобы иметь сына. Падмини постилась, не употребляя даже воды, и бодрствовала всю ночь, воспевая славу Господу и танцуя в экстазе. Господь Кешава был очень доволен её преданностью и появился перед ней, сидя на спине великого Гаруды. Господь сказал: «О прекрасная, ты доставила Мне очень большое удовольствие, постясь в экадаши дополнительного месяца Пурушоттам. Пожалуйста, проси меня о благословении».
Услышав эти великие слова владыки всей Вселенной, Падмини вознесла Всевышнему Господу преданные молитвы и попросила Его о сокровенном желании своего мужа. Господь Шри Кришна удалился со словами: «О кроткая женщина, Я очень доволен тобой и счастлив, так как нет для Меня месяца дороже, чем этот, а те экадаши, которые приходятся на этот месяц, наиболее дороги Мне. Ты следовала указаниям Анасуйи в совершенстве, поэтому Я сделаю всё, чтобы угодить тебе. Ты и твой муж получите такого сына, какого желаете».
Затем Господь, избавляющий мир от горя, появился перед царём Картавирьей: «О царь, так как твоя дорогая целомудренная жена доставила Мне огромное наслаждение, проси меня о любом сокровенном желании своего сердца — Я выполню его».
Царь был невероятно рад услышать это. Естественно, он попросил сына, которого так сильно желал столь долгое время: «О владыка Вселенной, о убивший демона Мадху, милостиво подари мне сына, который никогда не будет убит ни полубогами, ни людьми, ни змеями, ни демонами, ни духами, которого сможешь одолеть только Ты». Всевышний Господь сразу же сказал: «Да будет так! », — и удалился.
Царь был очень доволен женой и возвратился с ней во дворец. Падмини вскоре забеременела, и сын, сильнорукий Картавирьярджуна, появился на свет. Он был самым сильным во всех трёх мирах, поэтому даже десятиглавый Равана не смог победить его в битве. Кроме Господа Нараяны, который держит диск, булаву и другие символы в своих руках, никто не мог победить его. Он обладал этими качествами благодаря своей матери, которая очень строго и с верой соблюдала экадаши, поэтому и смог победить ужасного Равану. Это не удивительно, о Нарададжи, так как Картавирьярджуна был благословением Верховной Личности Бога».
Всевышний Господь, Шри Кришна, завершил: «О безгрешный Юдхиштхира, так как ты спросил Меня, Я объяснил тебе силу этого особенного экадаши. О лучший из царей, тот, кто соблюдает этот пост, несомненно достигнет Моей личной обители. И если ты захочешь исполнения своих желаний, то должен делать то же самое».
Так заканчивается повествование из Сканда пураны о славе Падмини экадаши, экадаши светлой части дополнительного месяца в високосном году.