Путь к духовному пробуждению
«Шримад-Бхагаватам» даёт настоящее знание о Боге
Мы видим в беседе между Чхандом Кази и Чаитанйей Махапрабху, которая записана в Ади-лиле «Чаитанйа-чаритамриты», что Нимай Пандит, как Его звали до принятия саннйасы, бросил вызов Чханду Кази: «Почему в ваших писаниях это разрешается? Почему вы убиваете корову, ведь она вам как мать?» И тогда Чаитанйа Махапрабху получил ответ от Чханда Кази: «Ну, в ваших писаниях также есть убийство животных, даже убийство коров. Да, это разрешается». И тогда Чаитанйа Махапрабху привёл эти же аргументы: «Да, но это предназначено для возвышения дживы в теле животного. Это не предназначено для убийства с целью наслаждения языка».
И Чаитанйа Махапрабху сказал, что составители Корана были неосвобождёнными душами и они допустили так много ошибок. И конечно, мусульмане не примут этого. Но мы можем понять, что это очень большая нехватка настоящего знания, потому что там нет понимания даже базовой азбуки духовного знания — знания о перевоплощении, о получении душой новых тел, одного за другим.
В комментарии к этому разделу «Чаитанйа-чаритамриты» Шрила Прабхупада пишет, что есть три писания для млеччхов и яванов: Ветхий Завет, Новый Завет и Коран. [Махарадж обращается к переводчику:] Твой перевод неточен. Правильнее сказать не «Библия», а «Ветхий Завет», «Новый Завет» и «Коран». Если сказать «Библия», то это не сработает. Вы должны знать эти термины.
Евреи и христиане имеют разные представления о том, какие книги входят в Библию. Поэтому вы должны говорить: Ветхий Завет, Новый Завет. Ну как бы там ни было. Это технический момент. Итак, эти писания — правила для заключённых. Для тех, кто хочет выйти из тюрьмы, есть писания, которые дают указания, как выйти из тюрьмы, и мы начинаем с «Бхагавад-гиты». Ты можешь попасть на небеса, следуя материалистичным писаниям. Но что произойдёт потом?
те там бхуктва сварга-локам вишалам
кшине пунйе мартйа-локам вишанти (Б.-г., 9.21)
Ты можешь в изобилии наслаждаться счастьем на райских планетах, но когда приходит срок, когда твои благочестивые заслуги иссякают, то ты должен спуститься назад на эту Землю. В общем, в действительности даже среди ведических писаний «Шримад-Бхагаватам» находится в совершенно другой категории.
дхармах проджджхита-каитаво `тра
парамо нирматсаранам сатам (Бхаг., 1.1.2)
Он [Бхагаватам] не предназначен для заключённых этого материального мира. В большинстве писаний мира вы получите инструкции определённого рода, но в «Шримад-Бхагаватам» вы найдёте нечто другое. «Шримад-Бхагаватам» указывает на чистую любовь к Богу. Он даёт настоящее знание о Боге. Это знание выше представлений о Боге как исполнителе заказов космического масштаба, который работает для исполнения извращённых желаний заключённых этого материального мира. «Шримад-Бхагаватам» — это парамахамса самхита, и он предназначен для тех, кто не завидует Кришне. Писания, которые рекомендуют: «Поклоняйся Богу и тогда ты можешь пойти на небеса и будешь там наслаждать себя», — они всё-таки находятся на уровне зависти к Богу. Потому что приверженцы этих писаний хотят наслаждаться отдельно и независимо от Него, но Верховный Наслаждающийся — Он [Кришна].
Конечно, Шрила Прабхупада сказал, что если, следуя любой системе религии, вы достигнете любви к Богу, то это прекрасно. Он сказал, что мы не пытаемся обратить христиан. Шрила Прабхупада сказал это с таким пониманием: если ты постигнешь действительную суть любой религии, то ты должен прийти к любви к Богу. Но в действительности очень трудно сделать это, потому что они на самом деле не знают, кто такой Бог, и у них нет никаких реальных представлений о том, как любить Его. Их любовь — это что-то похожее на любовь пьяницы, который испытывает счастье, когда кто-то даёт ему бутылку вина.
Ты хочешь получить то, что для тебя плохо, и тебе нравится тот, кто даёт тебе эту вещь. В действительности то, что дал Чаитанйа Махапрабху — чистую любовь к Кришне — не давали даже другие аватары. На самом деле всё это мясоедение очень мешает понять любую высокую философию до тех пор, пока человек ест мясо.
Но даже если человек не мясоед, но его сознание осквернено нирвишешей и шунйавадой (имперсонализмом или философией пустоты), то ему также очень трудно понять Кришну.
И поэтому это на самом деле великая милость, великая удача, если мы можем получить милость Чаитанйи Махапрабху и прийти на высочайший уровень любви к Кришне.
Здесь есть ещё один вопрос [Махарадж отвечает на вопросы, присланные через интернет]: «Возможно ли быть сахаджией, если ты строго следуешь четырём регулирующим принципам, воспеваешь шестнадцать кругов маха-мантры, встаёшь до 4 часов утра и так далее?»
Ну, если мы возьмём слово «сахаджия» в очень широком смысле, то да, это возможно. Иногда Шрила Прабхупада говорит о сахаджиях как о тех, кто занимается показным преданным служением, но не следует правилам. Но «сахадж» значит — «легкий», следовательно, это означает того, кто воспринимает преданное служение очень легко или очень дёшево.
Был случай в Лос-Анджелесе, когда довольно много учеников Шрилы Прабхупады, следующих всем регулирующим принципам, всем правилам, сосредоточились на слушании и обсуждении сокровенных игр Кришны с гопи. Шрила Прабхупада очень рассердился и остановил, прекратил это, сказав, что они неквалифицированны для того, чтобы обсуждать эти высокие темы.
Поэтому, если кто-то воображает, что у него есть какие-то близкие отношения с Кришной, или любит обсуждать очень высокие темы, для которых он неквалифицирован, даже если он следует всем правилам, то его можно назвать сахаджией.
Е.С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Благочестивые заключённые»