Путь к духовному пробуждению
Шрила Прабхупада хотел распространять сознание Кришны, а не какие-то абстрактные понятия
Вторая цель ИСККОН – распространять сознание Кришны. Это Движение называется «Международное общество сознания Кришны». В то время слово «сознание» было очень популярно среди альтернативных движений и философий того времени. Но Шрила Прабхупада использовал это слово не потому, что оно было модным, и не для того, чтобы привлечь людей, которые жили в 1966 году в Америке.
Этот термин «сознание» – одно из ключевых понятий «Бхагавад-гиты». И в особенности понятие «сознание Кришны». Есть очень много текстов, которые посвящены этому: ананйа̄ш́ чинтайанто мам (Б.-г., 9.22), ананйа-четах сататам йо мам смарати нитйашах̣ (Б.-г., 8.14), ман-мана (Б.-г., 9.34). Во многих местах «Бхагавад-гиты» Кришна призывает Арджуну, чтобы он сознавал Его, Кришну.
Шрила Прабхупада объяснил, что этот термин «сознание Кришны» заимствован из текстов Шрилы Рупы Госвами, кршна-бхакти-раса-бхавита матих. Это сложносоставное слово «кршна-бхакти-раса-бхавита матих» можно перевести на английский просто как «сознание Кришны».
кршна-бхакти-раса-бхавита матих
крӣйатам йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мyлйам экалам
джанма-коти-сукр̣таир на лабхйате
Рупа Госвами говорит в этом тексте: «Если вы можете каким-то образом заполучить сознание Кришны, то поспешите сделать это. И неважно, какую цену вам придется заплатить». [Махарадж говорит преданному] Прошу Вас не стоять перед Шрилой Прабхупадой. И дальше Рупа Госвами говорит, какую цену нужно заплатить, чтобы обрести сознание Кришны. Лаулйам, очень сильное желание, буквально алчность. Совершая благочестивые поступки даже миллионы жизней, невозможно обрести сознание Кришны.
Шрила Прабхупада использовал это понятие «сознание Кришны». В то время в Нью-Йорке был один молодой адвокат, который симпатизировал Шриле Прабхупаде. Он предложил Шриле Прабхупаде: «Почему бы не заменить слово «Кришна» на слово «Бог», то есть не «сознание Кришны», а «сознание Бога». Потому что люди не понимают, что такое Кришна, кто такой Кришна. Для них это непонятно. А если использовать термин, понятие «Бог», то это более широкое понятие, которое включает в себя всё.
Но Шрила Прабхупада несколько раз потом, впоследствии, объяснял, что нет, это Движение должно называться «Движение сознания Кришны», а не «Движение сознания Бога». Кришна – это понятие конкретное, а понятие «Бог» – абстрактное. Шрила Прабхупада говорил, что под понятием «Бог» скрывается очень многое и каждый понимает что-то свое. Шрила Прабхупада хотел распространять сознание Кришны, а не какие-то абстрактные понятия. И это он и сделал. Он вдохновил множество людей посвятить свою жизнь сознанию Кришны и стать его последователями.
Е.С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «7 целей ИСККОН»