Путь к духовному пробуждению
Семь вещей, которые отвлекают человека от духовного пути
1. Болезнь. Может ли человек о каких-то духовных, возвышенных истинах думать, когда болит зуб? Не может. Можно сколько угодно говорить о божественной любви, но у меня вся божественная любовь в зубе моём сосредоточена.
2. Вторая проблема, как говорит Патанджали в «Йога-сутрах», — это лень. Ментальная лень. Есть физическая лень, есть расслабленность. Он и ту, и другую употребляет. Но в первую очередь, он говорит о ментальной лени, об умственной лени или об отсутствии интереса к духовным темам. Неинтересно им, скучно. Большую часть людей не интересуют духовные вещи. Правильно? Большую часть людей интересует поесть, поспать, кино посмотреть. Так? Отсутствие интересов духовных.
3. Сомнение и нерешительность. Это то, что всё время сбивает наш ум. То, что мешает нам взять это знание, которое мы получаем здесь на фестивале, и приложить его к своей жизни, к своей практике реальной. Сомнение, стоит ли заниматься духовной практикой, или лучше жить, как обычные люди. Сомнение на грубом уровне.
4. Небрежность, невнимательность. Потому что духовная практика требует сосредоточенности. Если человек пытается небрежно следовать, получится у него что-то? Нет. Именно поэтому, это одна из причин, почему мы собираемся на семинары. Во время семинаров — всё хорошо, всё здорово, и настроение какое-то создаётся, а потом возвращаемся к себе и начинаем как-то очень небрежно ко всему этому относиться. Не ценить это всё должным образом. Интересно, что в христианстве говорится, Иоанн Златоуст говорит об этом — что это самая главная причина падения человека. Человек становится на какой-то духовный путь, но из-за того, что он не ценит его, пренебрегает им, невнимательно или небрежно относится к нему, он падает или сходит с него.
5. Физическая лень. Физическая лень — это значит расслабленность, слабость, когда человек ничего не хочет делать — руку не поднимешь. Особенно, после обеда (смех), когда поспать хочется.
6. Чрезмерная склонность к наслаждению. Рассеивает сознание человека, рассеивает его силы.
7. Нестабильность на интеллектуальном уровне. Неумение оставаться на достигнутом уровне. Я достиг чего-то на своём духовном пути, но меня все время стягивает вниз. Это может быть сейчас не так актуально на нашем уровне с вами, но, в общем-то, человек достигает какого-то духовного уровня, но даже на этом духовном уровне он всё время скачет, у него нет стабильности до достижения какого-то порога, за которым всё это преодолевается.
Е. С. Бхакти Вигьяна Госвами