Культура прояснения сложных вопросов

По моим наблюдениям у преданных в нашем обществе все еще не достает культуры прояснения сложных вопросов в живом общении с другими преданными (проверка полученных знаний). Обычно ученик должен прояснять свое понимание (особенно полученное из других источников) со своим учителем и так постепенно научиться отличать истину от лжи. Конечно, в статье говорится о том, что важно изучать книги Шрилы Прабхупады под руководством старшего преданного. Это несомненно решение проблемы, но изворотливый ум индивидуалиста даже в этом процессе может найти лазейки для того, чтобы сохранять свой индивидуализм, который на мой взгляд является главной причиной, приводящей преданных в болото критицизма.

Можно видеть, что достаточно многие преданные под предлогом изучения книг от старшего вайшнава, изучают книги не в живом процессе, а через простое слушание аудиолекций (что в принципе хорошо, если это делается в сочетании с живым процессом общения с преданными). Многим преданным явно не хватает обсуждений этих знаний «в живую» с другими преданными. Набираясь знаний таким путем, преданные могут превратиться в ученых, но по прежнему индивидуалистичных преданных, которые как раз и склонны к выражениям своих «мудрых» мнений в интернете, за которыми часто скрывается тонкая критика или цинизм. Оставаясь индивидуалистом, преданный естественно начинает судить обо всем с платформы ума и при этом еще развивает склонность обосновывать свои измышления на шастрах. Но проверять свои понимания в общении с другими преданными почему-то стремятся не многие. Т.е. по сути преданным не достает этой практики гухйам акхйати приччхати (делиться сокровенным друг с другом) и этому важно их обучать.

Шрила Прабхупада много раз подчеркивал этот момент, что важно чтобы преданные обсуждали его книги с разных точек зрения. Иногда он просил кого-то из преданных играть роли оппонентов и выдвигать ложные аргументы, а других просил их разбивать. Так преданные учились в живом общении разрешать свои сомнения.

На примере многих преданных вижу, что даже хорошо знающий философию преданный, если он теряет регулярное общение с преданными, где он проверяет свою систему ценностей и корректирует ее, в конце концов становится жертвой тех, или иных суждений (либо собственных, либо навязанных из вне). С другой стороны, те преданные, которые находятся в регулярном общении с другими искренними преданными (пусть даже и не очень возвышенными), при появлении каких-то сомнений вовремя обсуждают их в своей санге и так сохраняют и развивают свою веру.

Е. С. Бхакти Бхагаватамрита Кешава Свами