Путь эволюции вайшнавской мысли от отречения от материи до ее одухотворения в духовную материю

Я одинаково и настоятельно не рекомендую этот длинный философский текст ни любителям духовного фастфуда, ни зашоренным крепостным псевдоинтеллектуалам, ни слепо верующим «святым» фанатикам. Всем, кто экономит потраченную ментальную энергию и считает самостоятельное мышление преступлением, предлагаю закрыть эту публикацию, в ней слишком много букв и длинных непонятных для рядового читателя понятий.

В каждой религии найдутся верующие, которые будут ярыми защитниками представлений, что их Бог, их основатель или пророк уже всё дал и добавить к этому нечего. В каждой религии найдутся верующие, которые считают, что где-то на небесах есть хрустальная скрижаль с текстом идеального священного писания, и в их религиозной организации именно такой текст, волшебным образом спущенный с небес в идеальном завершенном и неизменном виде. Но я вам скажу, что это утопический бред религиозных эскапистов и попытка упростить восприятие жизни до примитивных клише. Это такая же примитивизация восприятия реальности, как и распространённые среди людей неспособных мыслить теории заговора.

Если бы Господь не был Живой Верховной Личностью, а был бы таким безличным источником брахмана, то есть такой себе электророзеткой всезнающего Духа, как его представляют утописты-космонавты, Он мог бы дать САМ ОДИН полностью ВСЕ ЗНАНИЯ НАВСЕГДА и на одной флешке. Если бы Ему было лень это сделать самостоятельно, Он послал бы людям одного Посланника, который ДАЛ бы ВСЕ СРАЗУ И НАВСЕГДА. Однако в этом нет никакого смысла. Бабочка должна сама усилиями собственных крыльев изнутри разорвать свой кокон. Надрезание извне кокона с «благим» намерением облегчить бабочке путь к завершению ее трансформации полностью контрпродуктивно — крылья не раскроются и не наберут силы для полета. И так же в нереализованном (непрожитом) виде знания не только не имеют смысла, но и ведут к осквернению религиозным эскапизмом, росту гордыни и деградации. Поэтому Кришна не давал ВСЕ И НАВСЕГДА, а давал ровно столько, сколько Его преданные на определенном этапе могли вместить и донести людям для их развития.

И это процесс живой эволюции. Если вы посмотрите, как трансформировалась сиддханта от ачарьи к ачарье, вы обнаружите эту эволюцию. Вспомните, как в вайшнавской мысли исторически трансформировалась диалектическая концепция бхедабхеды. Понятия «бхеды» и «абхеды» существовали в ведической философии многие тысячелетия. Они используются в Ригведе, появление которой даже современные ученые относят к периоду около 1700 г. до н.э. и считают одним из древнейших индоарийских текстов и одним из древнейших религиозных текстов в мире. Однако лишь в начале XVI века после прихода Чайтаньи Махапрабху возникло известное нам понятие «ачинтья-бхедабхеда-таттва», означающее принцип одновременного единства и различия Бога и Его Энергий, который также называют «принципом единства в многообразии». Шри Чайтанья выступил продолжателем вайшнавского направления в веданте.

Он основал новую ведантическую школу ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы, которая стала базой для гаудия-вайшнавского богословия. Однако само это понятие в известном нам виде, состоящее из четырех санскритских слов, сформулировал не Сам Махапрабху и даже не первое поколение Его последователей. Махапрабху основал новое направление, но вы нигде не найдете, чтобы на страницах Его жизнеописаний Он где-то произнес именно такой термин из четырех слов. И понятие бхедабхеды, которое Он начал рефлексировать, касалось только единораздельности Бога и живых душ. Оно вообще не касалось Материи.

Итак, новость в том, что в завершенном виде понятие ачинтья-бхедабхеда-таттва сформулировал Джива Госвами — племянник Рупы и Санатаны Госвами, который даже не видел лично Махапрабху.

В комментариях «Сарва-самвадины» к «Шат-сандарбхе» Джива Госвами впервые изложил философию ачинтья-бхеда-абхеды Чайтаньи Махапрабху. По своей сути, философия ачинтья-бхеда-абхеды или «непостижимого одновременного единства и различия» избегает крайности монистической адвайты Шанкары (начало IX века) и чистого дуализма (двайты) Мадхвы (начало XV века), рассматривая материальные и духовные энергии Личности Бога как одновременно тождественные с Ним и отличные от Него.

И кстати, Шрила Прабхупада привнес в понимание концептов ачинтья-бхедабхеда-таттвы и юкта-вайрагьи непревзойденный и ни с кем не сравнимый вклад. Кроме распространения Святых Имен по всему миру, есть еще беспрецедентные вещи, сделанные Прабхупадой. Ни один Ачарья до него не делал такого акцента на важности понимания вайшнавской диалектики и метафизики одухотворения. Прабхупада мастерски использовал для объяснения этих сложных концептов простой и доступный язык. «Кусок железа, помещенный в огонь и становится огнем», «электроэнергия, которую можно использовать как для охлаждения, так и для нагрева», «микрофон из грубой материи, который становится духовным, будучи задействованным в служении Богу» — эти и другие метафоры и аналогии Прабхупады гениальны в своей утонченной простоте. И Прабхупада первый Ачарья-вайшнав, который задействовал в объяснении вайшнавской диалектики термины «тезис», «антитезис» и «синтез». Это и многое другое беспрецедентно и в этом непревзойденный вклад Шрилы Прабхупады в вайшнавскую мысль.

Еще раз повторю, раньше даже самые крутые вайшнавы не до конца понимали или вообще не понимали те концепты, об эволюции которых я написал выше. Их не понимали ни Шанкара, ни Мадхава, ни тем более ачарьи до них. Возможно, Арджуна, прочитав этот текст, не понял бы и половины его смысла. И это не умаляет ни их невероятную квалификацию в преданности Кришне, ни их неоценимый вклад в развитие нашего Движения.

Я приведу аналогию с лестницей. И на вопрос, «какая из ступенек в лестнице развития является самой важной — первая, вторая, пятая, десятая или последняя?», с этической и с интеллектуальной точки зрения есть только один правильный ответ. Все они важны одинаково, поскольку без любой предыдущей и более простой ступени невозможно возникновение следующей, более актуальной, продуманной и сложной. Все эти ступени развития мысли никогда не существовали отдельно, они являются продолжением друг друга. И рассматривать их отдельно, как сферического коня в вакууме, оторванными от всей цепи эволюции мысли бессмысленно и даже аморально. Каждая последующая ступенька является раскрытием потенции, вложенной в предыдущую: Бхагаватам развивает и раскрывает идеи, заложенные в Бхагават-гите, Чайтанья-Чаритамрита принимает эту эстафету и продолжает углублять и раскрывать эти смыслы, а затем передает их дальше. Бхактивинода Тхакур делает свой апгрейд и передает эстафету Бхактисиддханте Сарасвати, а от него ее принимает Шрила Прабхупада и продолжает путь нашего Движения. И нет конца этому процессу.

То есть, мы видим историю и путь эволюции нашей духовной мысли: каждое последующее поколение принимает наследие от предыдущего, обрабатывает его до нового, более высокого уровня понимания и передает следующему поколению для продолжения этого процесса. И как в обновлениях программ, каждая следующая обновленная версия пакета концептов включает в себя все предыдущие, но в каждой предыдущей версии не хватает каких-то интеллектуальных инструментов. Это похоже на ситуацию, когда вы в новых версиях Microsoft office 2007 и выше легко можете открыть и редактировать документ, созданный в старой версии Microsoft office 2003, но это не работает в обратном направлении. Часто файл созданный в новой версии программы не открывается в предыдущих. Так же с пакетами мировосприятия.

Такова живая эволюция Движения сознания Кришны. А эволюция означает, что вчера не было доступно то, что стало доступным сегодня. И развитие идёт от понимания менее сложных и менее ресурсоёмких для человеческого интеллекта концепций к постепенному переходу к пониманию идей более сложных и более ресурсоёмких. И направление этой эволюции сознания одно — от маломерных форм сознания к многомерным. В начале пути основа вайшнавской мысли базировалась на противопоставлении Духа и Материи, что является более примитивной формой мышления, сегодня же передовая вайшнавская мысль базируется на понимании синтеза Духа и Материи. Тысячи лет назад нам была доступна лишь архаика отречения от Материи, но сегодня мы пришли к проработанной доступной вайшнавской диалектике одухотворения.

Наша сампрадая живет в нас прямо сейчас, и мысль в ней не стоит на месте, а развивается. И сегодня, благодаря многотысячелетнему интеллектуальному труду вайшнавского сообщества, мы имеем существенные преимущества. Это глупо отрицать, и более того, подобное отрицание отвергает результаты всех трудов предыдущих вайшнавов и все наше духовное достояние.

Никогда не было такого понимания юкта-вайрагьи, которое мы имеем сейчас в проекте «Духовная Материя». Спасибо за это всем предыдущим ачарьям, спасибо также нам и тем испытаниям, через которые нас проводит Господь для реализации нами новой операционной системы мировоззрения, в которой Дух не видится противоположным Материи.

И никогда не было такого ясного видения нами наклона в старой прошивке в имперсональную гьяну. И видение этого старого «детского» наклона никоим образом не обесценивает все заслуги всей предыдущей проповеди, а лишь подчёркивает величие и силу процесса эволюции мысли нашего Движения. Поскольку эта эволюция состоит из множества вложений каждого вайшнава, а также она является самим Кришной и проявлением Его Воли.

Следовательно, я не считаю корректной формулировку, что все и навсегда сделал какой-то один Посланник Бога. И также я не вижу повода для печали и ностальгии: мол, вот вчера все было так духовно, а сейчас ужасная калиюга. Наоборот, я с большой радостью наблюдаю все изменения и трансформации.

И дорогие так называемые «брахманы», если вам от этого станет легче, можете мое рассуждение, не укладывающееся в доминирующий в кришнаитском мире ветхий космический завет, записать в аппарадщину и списать на очень слабо психофизически выраженную у офицера Вооруженных Сил Украины извилину крепостного смирения.

Мукунда Хари дас,

Руководитель проекта «Духовная материя»