Исключение, а не правило

Хронология чередования четырех эпох такова: Сатья, Двапара, Трета и Кали. Но иногда они перекрывают друг друга. Во времена правления Ваивасваты Ману это случилось в двадцать восьмом цикле четырех эпох: третья эпоха наступила раньше второй. Именно в эту эпоху нисходит Господь Шри Кришна, что и явилось причиной некоторых изменений.

Матерью великого мудреца была Сатйавати, дочь Васу (рыбака), а его отцом — великий Парашара Муни. Такова история появления на свет Вйасадевы. Каждая эпоха делится на три периода, называемые сандхйа. Вйасадева появился в третьей сандхйе этой особой эпохи.

В случае прихода самого Кришны юги меняются местами и получается так: Сатья — Трета — Двапара — Кали. Поскольку это случилось как раз в нашу эпоху, в большинстве шастр и комментариев к ним, приведена именно эта последовательность (Сатья — Трета — Двапара — Кали). Но это исключение, а не правило.

Обычный порядок (Сатья, Двапара, Трета, Кали) был изменен в связи с проклятием-благословением мудреца Гаутамы. А дело было так.

Индра, воспользовавшись отсутствием в ашраме Гаутамы, принял облик этого мудреца и соблазнил в этом образе его жену. Когда мудрец пришел домой и понял, что произошло, он проклял жену — она стала камнем. Она взмолилась о пощаде и тогда он благословил ее, сказав, что в Трета-югу придет Рама и освободит ее из тела камня. Само это проклятие случилось в Сатья-югу. И т.к. Трета — это третья эпоха, то ждать было очень долго и тогда Гаутама Риши, смягчив сердце, сказал в этом цикле четырёх юг, что Двапара и Трета поменяются местами, чтобы Рама раньше пришел и снял проклятие с его жены.

Такая перестановка вызвала несогласие, недовольство и обиду личности Двапара-юги, обида привела к тому, что Двапара воплощается в теле Шакуне и становится на стороне демонов.

Сарвасатья Дас, размышления к Бхагавад-гите как она есть, 4.7