Прогресс в сознании Кришны зависит от позиции преданного

На днях во время Катхи в день Нитьянанда Трайодаши, мы обсуждали с преданными утверждение о том что Сознание Кришны сводится к отношению — к нашей позиции. В своем предисловии к Нектару Наставлений Шрила Прабхупада пишет: «Прогресс в сознании Кришны в значительной степени зависит от позиции преданного».

В английском варианте Шрила Прабхупада употребил слово «attitude», которое переводчиками BBT было переведено как «позиция». Я поискал синонимы к слову позиция и нашел несколько интересных определений: «прикосновение», «благодушие», «благорасположение», «мироощущение», «связь», «чувство».

Шрила Шиварама Свами дает подробное объяснение тому что означает «позиция»:

«Позиция включает в себе много понятий. Это означает наш смиренный подход к служению, это означает что у нас есть вера в священный писания, это означает что у нас есть любовная привязанность к взаимоотношениям с окружающими нас Вайшнавами. Это означает что человек воспевает Святое Имя без оскорблений — все это отражает нашу позицию в Сознании Кришны. Это то, как вы подходите к своему служению, и то какова ваша психология с которой вы подходите к нему. Подобно тому как на поле битвы, воины сражаются проявляя гнев и агрессивную позицию. Она пронизывает все что они делают.

Они находятся в этом состоянии во время еды, во время сна, им снится что они дерутся и они на самом деле дерутся на поле сражения. Подобным же образом когда мама убирает после своего ребенка, или когда ругает, или готовит для него- она всегда проявляет свою позицию любви. Итак отношение, позиция это то что лежит в основе всякой деятельности. И в конечном итоге Кришна смотрит не столько на внешнюю деятельность сколько именно на позицию. Правильная позиция в Бхакти проявляется в том что сделать все наилучшим образом как с точки зрения качества так и количества. Хотя иногда несмотря на качество, количество может страдать, но Кришне это не важно, он видит позицию. Итак правильная позиция это когда человек выкладывается на все сто используя все доступные ему способности, условия и полномочия».

Объяснение Шрилы Шиварамы Свами наводит на мысль что без ощущения энтузиазма, чувства прикосновения, и отношения сопричастности к служению, наше служение и взаимоотношения с преданными сквозит безразличием, формальностью и небрежностью — порождением гуны невежества.

Что мы ощущаем когда мы открываем кому то свое сердце а он при этом смотрит на часы? Что ощущает супруга которая попросила мужа привести ребенка из садика, а он забыл? Что ощущает прихожанин который приносит в храм новый блендер, только лишь для того чтобы найти его не следующий день сгоревшим?

Что мы ощущаем когда просим секретаря принести на подпись из храма бланк с рекомендацией на пранама-мантру для кого-то из начинающих преданных, и нам приносят помятый кусок бумаги?

Что ощущают киртанисты когда в разгаре Киртана люди стоят как вкопанные и думают о чем-то своем, или приговариваются дуг с другом? Что ощущает лектор когда он открывает свое сердце на лекциях, а люди в этот момент выходят из алтарной чтобы ответить на звонок мобильного телефона.

Что ощущает руководитель Храма когда он рассказывает с блеском в глазах о возможности новой проповеднической программы а невербальный язык тела его слушателей говорит о том что им абсолютно безразлично то о чем он говорит?

Что чувствует духовный учитель когда ученики год за годом задают одни и те же вопросы и делают одни и те же глупости? В конце концов что ощущает Кришна когда десятилетиями подряд мы пропускаем слова в своем воспевании и не ощущаем никакой реальной связи в своем формальном обращении к Нему? Что почувствовал бы Кришна если бы торговка фруктами отдала бы Ему самые вялые, несвежие фрукты в настроении » на тебе боже что мне негоже»?

При этом проявляя подобную тамасичную позицию, мы умудряемся расстраиваться из-за того что «мной все пренебрегают», «со мной не хотят общаться», «мне не дают ответственного служения» , «мне не доверяют»… А как можно полагаться и доверять тому кто одной рукой что-то чинит а другой что-то ломает? Как можно выстраивать отношения с тем кто и холоден, пассивен, безучастен, и безразличен к видению и энтузиазму других преданных в их служении?…

Да, прогресс в сознании Кришны в значительной степени зависит от позиции преданного. Но при этом важно понимать, что наша позиция, определит то, насколько Вайшнавы в чьем окружении мы служим, будут чувствовать расположенность к тому открывать нам свои сердца и доверять, или не доверять нам возможность заниматься ответственным служением, благодаря которому мы и прогрессируем в Сознании Кришны.

Радха Говинда прабху