Путь к духовному пробуждению
Признак легкомысленного отношения к духовной жизни
Признак легкомысленного отношения к духовной жизни — думать, что мы обретем всё просто по милости, в смысле: «Не надо трудиться, у нас парампара милости!». Конечно, магнит милости действует вначале — иначе бы мы не встретились с движением санкиртаны. Милость нужна будет в конце, без нее мы не сможем получить высшее совершенство премы. Но в середине — серьезный труд!
Воспринимая всё по дешевке, мы становимся в итоге критиканами с претензией, оскорбителями. Человек, который трудится, который знает цену всему, будет бережно относиться к преданным, к гуру, потому что он находится в реальности. Человек, который не трудится, всегда будет в претензии: у нас прасад не тот, преданные не те, и вообще всё не то… Это означает, что человек болен и просто перестает понимать, кто он такой и где находится. Он не может даже вовремя на программу прийти, настолько он не в реальности.
Человек, понимающий свое истинное положение, всегда дисциплинирован, причем без внешнего нажима. Сахаджия же — это иллюзорная духовность. Человек столько всего получил — человеческое тело, разум, столько доброжелательных наставлений извне, — но воспринимает всё это как должное, как дешевку и без благодарности. В этом проявляется материализм, потому что всё воспринимается из своих эгоистичных интересов, пусть даже рядящихся в духовные. Религиозная экзальтация — это ложное ощущение сопричастности к возвышенному, но вместе с тем у человека сохраняются претензии и критиканство, т. е. он не уяснил еще даже базовых ценностей. А это никак не совместимо.
Е.С. Бхактиведанта Садху Свами