Путь к духовному пробуждению
Получая милость Господа
Иногда нам кажется, что Кришна слишком далеко от нас, Он занят Своими делами, и какой Ему, по большому счету, дело до меня, до моих мелких калиюжных проблемок?… Даже уже практикуя Сознание Кришны, мы не чувствуем связь с Кришной в нашей повседневности, даже когда каждый день непосредственно соприкасаемся с Ним в форме Святого Имени, Божества, киртана, катхи, прасада или даже пребывая в Дхаме (!) и т.д. Знакомо? Повседневный быт, пренебрежение своими духовными обязанностями, оскорбления Святого Имени и служения «затирают» в нас это стремление к Господу. И как каждый из нас ждет тех моментов откровений, когда Господь вдруг внезапно из-за угла (или с крыши) проливает на преданного Свою беспричинную милость, которая сладка как нектар.
Кришна тем самым говорит нам «Смотри, как Я тебя люблю. Смотри, как ты дорог Мне, смотри, что Я готов ради тебя сделать». И в те самые моменты мы вновь вдруг ощущаем эту давно забытую, утраченную связь с Тем, к кому мы стремились всю свою жизнь и кого так долго искали до того, как стать преданным. Сердце преисполняется благодарностью к Господу, материальная логика беспомощно молчит в углу, а на глаза наворачиваются слезы. «Как так? Почему это возможно? Неужели это вообще возможно? За что? Почему я?» Но на все эти вопросы, которые поднимает наш ум, находится только один ответ – потому что Бог вот такой. Он всемогущий и всемилостивый. Он действительно любит нас и Он действительно хочет, чтобы мы к вернулись к Нему.
В этом своем послании я хочу прославить Шри Шри Радха-Мадхаву и Их преданных. я не могу вот так просто смолчать и не рассказать дорогим мне людям, как милостивы Шри Шри Радха-Мадхава, Шри Шри Панча-Таттва и Шри Нрисимхадев, а также Их преданные.
Вчера после занятий я очень сильно расстроилась. Это было связано с темами, которые мы обсуждали в классе, и я просто как-то вдруг поняла, что эта моя жизнь никогда не будет «правильной», она никогда не будет полностью согласно ведическим принципам, и лучшее, на что я могу надеяться – это совершенно не вдохновляющие вещи. Из-за чего? Просто потому что плохая карма, просто потому что плохое рождение с точки зрения ведических принципов. Конечно, с точки зрения сознания Кришны все совсем не так, но тема данного письма не об этом. я была почти в отчаянии, почти в слезах, я чувствовала какую-то пустую безнадежность и безысходность. Это было вечером, перед сандхйа-арати, я шла мимо храма и вдруг решила зайти в Храм, подумала, что нужно все рассказать Кришне, потому что если Он мой Бог, то, что еще я могу оставить для себя? Если уж предаваться и отдаваться, то полностью – и плохое, и хорошее – все вместе. я подошла к Радха-Мадхаве и Нрисимхадеву и все Им рассказала, как есть, просто пожаловалась. Кто-то может сказать, что это неправильно, что мы ничего не должны просить у Них, кроме возможности Им служить и прославлять Их, но что поделаешь? что-то я постеснялась идти к Панча-таттве, а Радха-Мадхава и Нрисимхадев – Они как папа и мама, как хирург и психотерапевт, я попросила Нрисимхадева «Пожалуйста, успокой меня. Никто не сможет это сделать лучше Тебя».
Потом я отправилась домой. Утром у нас было последнее занятие по фестивалям, и приходил Джананивас прабху и дал прекрасную лекцию с вопросами-ответами по проведению фестивалей (у меня есть в записи с русским переводом). В конце лекции некоторые преданные остались, чтобы задать еще вопросы Джананивасу прабху, я переводила. Вдруг приходит Радха-Према с матаджи Маха-маной. Радха Према говорит Маха-мане: «Вот это Ювати Сундари, она будет Вам переводить». У меня в сердце сразу что-то екнуло «Куда переводить? Что переводить?». Маха-мана – удивительнейшая женщина. Она, являясь главным пуджари в Киеве, порой 5 дней в неделю обслуживая Божеств по всем фронтам, умудрилась занять 2-ое место по распространению книг в Украине на декабрьском марафоне. Кроме того, она руководит ашрамом матаджи в Храме.
Она сказала: «я хочу невозможного. Спросите, возможно ли посмотреть, как омывают Радха-Мадхаву утром?» я сказала Джананивасу прабху, что эта матаджи – главный пуджари в Киеве, и она хочет поприсутствовать утром, когда Божеств будут омывать. Джананивас прабху сказал «Да, она может прийти». Это было очень неожиданно, потому что эта просьба действительно была из разряда невозможных. Но, похоже, что Джананивас прабху очень уважает преданных, которые служат Божествам в разных странах и городах, и он всегда готов дать им лучшее, что может дать.
Итак, я пришла вечером домой, все еще расстроенная, и Радха Према спросила:
— Ну что, как там матаджи Маха-мана? Что Джананивас прабху ей сказал?
— Он сказал, что она может прийти!
Брови Радха-Премы поползли вверх:
— Как? Что серьезно что ли? Это же невозможно!
— Ну он так сказал.
— А кто с ней пойдет? Ей же нужен перевод.
— А что там переводить? Там же только смотреть нужно.
Перед тем как ложиться спать, Радха Према мне говорит: «Ювати, а идите завтра на алтарь с Маха-маной» «я??? как я?» «Ну, ничего, идите, идите, ей нужна будет ваша помощь». У меня как-то в голове не укладывалось – как я могу пойти на алтарь к Радха-Мадхаве??? У меня нет второй инициации, и вообще я даже просто в пуджарской чувствую себя млечхой и яваной и слоном в посудной лавке, а тут – АЛТАРЬ РАДХА-МАДХАВЫ???? Конечно, у нас через 2 недели начнется практика и мы все равно все туда пойдем, но это же только через две недели, за две недели может произойти все, что угодно, за две недели можно умереть и родиться сотни тысяч раз… Но что-то внутри мне говорило «Да, бабА, ты завтра идешь на алтарь».
Мне в это не верилось, я думала, может, Кришна меня хочет обмануть, чтобы я пораньше проснулась и повторяла мантру с утра. Тогда перед сном я сказала «если хочешь, чтобы я завтра пошла на алтарь, тогда разбуди меня в 4 и чтобы я себя хорошо чувствовала, а не ползала по стенке». я поставила будильник на 4, и проснулась сама в 3.50 и даже успела захватить мангала-арати и получить даршан Божеств. Первый человек, которого я увидела после поклона Нрисимхадеву была…. матаджи Маха-мана (она не знала, что я могу пойти с ней). я сказала ей: «Если хотите, мы можем вместе пойти после Туласи-пуджи». «О, да, конечно!». я подумала, что помогу ей найти пуджарскую, встретить там Джананиваса прабху и, может, что-то перевести. Так все и было. Она зашла на алтарь, а я осталась за дверью, воспевая свои круги. Но я думала в это время: «Господи, я тоже хочу пойти туда…» Вдруг Джананивас прабху вышел и говорит:
— Хочешь пойти тоже?
Я посмотрела на него вопросительным взглядом, он сказал:
— Ничего, если ты просто будешь смотреть.
— Да, вообще-то я очень хочу пойти.
И так первый раз в жизни я вошла в святую святых – в личные покои Господа, который является супругом Богини Удачи, которому поклоняются все великие святые, мистики и йоги, который непостижим для того, кто привязан к имперсональному аспекту Абсолюта, Господу Мадхаве, окруженному Своими вечными дорогими спутниками – Шримати Радхарани и Гопи, Гирираджем и Туласи Махарани . Это было так удивительно, у меня внутри все замерло. Мы стояли с Маха-маной в уголке при входе в то время, как на алтаре происходили бурные события – несколько брахмачари готовили Божеств к приветствию – купали, одевали и т.д. Стандарты в Маяпуре такие – каждый день 16 упачар получает Джанардана – маленький шалаграм, что восседает на асане у стоп Радха-Мадхавы. Маленькие Радха-Мадхава, Махапрабху и Шрила Прабхупада омываются и одеваются. Большие Божества протирают влажной тряпкой и потом насухо, и одевают. Мадхаву одевает один преданный, Радху – другой, по одному преданному с каждой стороны одевают Гопи и один преданный все убирает и меняет фон. Поскольку сегодня суббота – по субботам на алтарь приходят еще одни Радха-Мадхава – совсем маленькие – Они катаются на слонах и принимают поклонение Своих преданных в Маяпуре. Джананивас прабху сам принес Их на алтарь и сам омыл Их и одел.
Нам с Маха-маной было очень сложно сдержать эмоции, поэтому мы все же переговаривались периодически. Преданные, которые служат на алтаре – очень ловкие, все делают очень быстро и качественно и все время что-то напевают себе тихонько под нос. Мы стояли чуть больше часа в углу, и ум был полностью погружен в то, что происходит на алтаре… я сразу забыла про все свои переживания и беспокойства, потому что просто видеть прекрасного Мадхаву – как Ему накручивают тюрбан, закрепляют концы чадара с помощью лески, видеть стопы Радхарани, которые можно созерцать только несколько раз в год, на которые одевают цветочные браслеты – просто для Ее удовлетворения, потому что никто не будет видеть их, — все беспокойства полностью меркнут по сравнению с тем, как ум может быть погружен в служение Божествам. В 6.50 мы решили уйти, так как у пуджари начинался марафон – последние 30 минут перед открытием алтаря.
На даршан-арати я пробралась в самый первый ряд, чтобы увидеть во всей красе Всех тех, кого умывали, одевали и украшали пуджари. Преданные поют «Джая Радха-Мадхава Кунджа бихари» и жаждут увидеть любимых Радха-Мадхаву, пуджари все никак не выходит и желание скорее получить даршан увеличивается и увеличивается в каждом преданном. Множество детишек садятся на платформу перед алтарем – у них есть огромное преимущество в том, что они – дети, они могут видеть Божеств, сидя «в первом ряду». Вот выходит пуджари – дует в раковину 3 раза, и шторы алтаря открываются, и на несколько секунд все замолкает и все замирают – и вот эти несколько секунд, когда все глаза в алтарной устремлены на Божеств, а глаза Божеств устремлены на Их преданных – вот этот момент, преданные, ради него стоит жить, он стоит всех тех аскез, которые мы совершаем в местах, где живем, он стоит тех литров крови, которые мы проливаем, борясь за свою джапу в бетонных джунглях, он стоит тех нервных клеток, которые беспощадно погибают в 8 утра в московском метро…
Начинает играть «Говиндам ади-пурушам там ахам бхаджа ми», Джананивас прабху подносит большое зеркало Божествам, а другой преданный обрызгивает ароматной водой, и они это делают абсолютно симметрично, как будто до этого много-много раз репетировали – Джананивас прабху подносит зеркало Мадхаве, другой пуджари обрызгивает Радхарани, Джананивас прабху подносит зеркало Радхе, пуджари обрызгивает Мадхаву, Джананивас прабху подносит зеркало Гопи со стороны Мадхавы, пуджари обрызгивает Гопи со стороны Радхарани, потом они меняются местами, и потом одновременно уходят по разным сторонам от алтаря. Это так красиво!!!! Мне больше ничего не нашлось сказать Божествам, кроме «Спасибо Вам большое»…
Это Кришна. Он такой. Он, может быть, не всегда уменьшает страдания Своих преданных, как, наверное, многие испытывают на своем опыте, Он просто проливает Свою милость абсолютно беспричинно и каждый раз совершенно непостижимым способом, Он вдохновляет предаться Ему, Он заботится о преданных во время их страданий, Он всегда, всегда остается рядом…
Просили ли Пандавы избавить их от страданий? Хотя могли бы, ведь они всегда были очень близки с Кришной. Просил ли Прахлада Махарадж избавить его от страданий? А ведь мог бы, потому что он везде и повсюду видел Кришну. Просила ли Кунти Деви избавить ее от страданий? Нет! Она напротив, говорит «Пусть же все эти беды случаются со мной вновь и вновь, потому что для меня они означают всегда видеть Твои лотосные стопы, а видеть Твои лотосные стопы – значит больше не видеть повторяющиеся рождения и смерти»…
мадхаво мадхаво вачи
мадхаво мадхаво хриди
смaранти садхавах сарве
сарва-карйешу мадхавам
«Господь Мадхава в словах и в сердце. Во всех благих начинаниях святые личности всегда помнят Господа Мадхаву, супруга Богини удачи» (Нрисимха Пурана).