Путь к духовному пробуждению
Об отношениях
— Меня интересуют некоторые вопросы связанные с духовной жизнью и ваше мнение для меня очень важно.
1.Как правильно вести себя старшему преданному? если младший преданный время от времени грубо критикует и указывает на недостатки старшего в его присутствии, а затем как ни в чем не бывало пытается общаться в вайшнавской манере? как будто ничего не произошло. Какое поведение будет благом для обоих?
В подобной ситуации, я, пожалуй бы, поговорил наедине с таким младшим преданным и вначале бы спросил почему он поступает подобным образом. (На самом деле я так и делаю в подобных ситуациях). В разговоре я бы постарался добродушно объяснить ему, что подобное поведение никак не увеличивает кредита доверия во взаимоотношениях, угнетает атмосферу в храме и является очевидным нарушением вайшнавского этикета.
Я думаю, что таких разговоров должно быть несколько. Как правило, люди тяжело понимают проблему с первого раза, поэтому нужно найти в себе силы, постараться простить, дать ему время и уделить такому человеку как можно больше внимания. Такие проблемы решаются за счет открытости и простого, но постоянного общения с людьми.
Несомненно это тяжело и требует больших внутренних сил, чтобы преодолеть свою обиду и неприязнь, и попробовать понять человека.
В этой связи, один христианский богослов говорит интересную вещь: “Нет власти у священника, нет права у него обижаться, есть только страшная и дивная, подлинно божественная привилегия — любить!”
Шрила Прабхупада пишет в одном из комментариев о важности того, чтобы преданные, которые берут ответственность, учились терпению и самообладанию:
“Самообладание присуще и Mахарадже Йудхиштхире, и Брахме, деду всех живых существ. По мнению Шридхары Свами, слово «дед» относится к Брахме, но Вишванатха Чакраварти считает, что «дед» — это сам Mахараджа Йудхиштхира. Но и в том и в другом случае сравнение одинаково уместно, так как оба они — признанные представители Верховного Господа, и потому оба должны были сохранять хладнокровие, занимаясь деятельностью, направленной на благо живых существ. Любому ответственному лицу, возглавляющему правительство, приходится терпеть всевозможные нападки со стороны тех самых людей, ради которых он трудится. Брахмаджи критиковали даже гопи, самые совершенные преданные Господа. Гопи были недовольны работой Брахмаджи, так как Господь Брахма, творец данной вселенной, создал веки, мешавшие им созерцать Господа Кршну непрерывно. Даже мгновенное моргание глаз было нестерпимо для них, так как оно заслоняло от взора их возлюбленного, Господа Кршну. Что же тогда говорить о тех, кто по природе склонен весьма критически относиться к любому действию ответственного лица? Mахарадже Йудхиштхире также приходилось оказываться во многих трудных ситуациях, подстроенных его врагами, и он доказал, что способен сохранять полное хладнокровие в любых критических обстоятельствах. Поэтому оба деда могут служить эталоном самообладания”. (ШБ 1.12.23)
Подобные сложные ситуации являются прекрасной возможностью работать над собой и учиться этим качествам садху. (Эта большая привилегия, которой нет у тех, кто во имя избежания головной боли за других, в преданном служении, предпочитают пассивную, внешнею околодуховную жизнь).
Если мы, как лидеры, сможем развить в себе терпение и самообладание, то со временем люди, осуждающие нас из-за своей обусловленной природы, оценят это, и между нами будет больше взаимодоверия, что, в свою очередь, станет основой хороших отношений. Но если человек все же будет упорствовать в своем поведении, несмотря на то что знает что это неправильно с точки зрения духовных взаимоотношений, и осознает, что это задевает вас, тогда, пожалуй, нужно просто терпеть, молится за него и черпать вдохновение в шастрах, которые говорят:
sammanad brahmano nityam udvijeta visad iva
amrtasyeva cakanksed avamanasya sarvada
sukham hy avamatah sete sukham ca pratibudhyate
sukham carati loke ‘sminn avamanta vinasyati
Всю свою жизнь брахман должен помнить о том, что материальный престиж является ядом, тогда как бесславие подобно нектару. Если, в конце концов, человек научиться смиренно сносить все оскорбления, тогда все его беспокойства уйдут, и он будет спокойно засыпать, просыпаться и передвигаться с одного места на другое. Тот же, кто оскорбит такого человека, будет раскаиваться и благодаря этому обретет счастье в следующей жизни. (Manu-samhita 2.162-163. Quoted by Srila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur in Brahmanaand Vaisnava.)
akrosaparivadabhyam vihimsanty abudha budhan
vakta papam upadatte ksamamano vimucyate
Невежда склонен оскорблять мудреца своим злым умыслом и ударами в спину. Поступая таким образом, критик берет на себя груз грехов этого мудреца, которые тот сбрасывает с себя благодаря тому, что прощает эти оскорбления. (Vidura to Dhritarastra. Mahabharata, udyoga parva 34.74)
akrusyamano nakrosen manyur eva titiksitah
akrostaram nirdahati sukrtam casya vindati
Человек, которого критикуют, не должен критиковать в ответ, даже если эта критика причиняет ему боль. Если же он будет это терпеть, то его терпение само уничтожит его критика, забрав у него все хорошие качества (последствия хороших поступков), которые перейдут к этому человеку. (Dattatreya to the Saddhyas. Mahabharata, udyoga parva 36.5)
— 2.Преданные купили во Вриндаване четки из Радха-туласи, так им сказали продавцы. Вы слышали что-то о Радха-туласи?
Я первый раз слышу о четках из Радха-Туласи. Возможно продавцы говорили о том, что те четки сделаны из Рама Туласи. У Рама Туласи, древесина и листья, как правило, светлее чем у Кришна Туласи, манджари и листья которой имеют темно фиолетовый оттенок.
Ваш смиренный слуга Радха Говинда Даса