Путь к духовному пробуждению
Счастье и несчастье приходят сами собой, нужно ли тогда напрягаться?
Дорогой Прабху, примите, пожалуйста, мои поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!
— Часто в книгах Шрилы Прабхупады, в особенности, в разделе с наставлениями Прахлады Махараджа, можно встретить такое утверждение, что раз страдания приходят сами по себе, без усилий с нашей стороны, то незачем стремиться и к счастью, всё что нам положено, всё придёт само, без наших усилий.
Насколько я понимаю, речь не идет о том, чтобы не прикладывать усилий вообще (иначе в контексте всего того что Шрила Прабхупада когда либо писал или говорил в целом о труде, он бы противоречил сам себе), речь идет о том, чтобы не предпринимать «чрезмерных» усилий. Если не трудиться и не прикладывать вообще никаких усилий, навряд ли мы получим даже того, что нам положено судьбой.
— Так же как, если мне положено $1’000 в месяц, они придут, не больше и не меньше, и незачем тратить свои энергию и время на материальную деятельность, лучше посвятить себя деятельности духовной.
Шрила Шиварама Свами объяснил однажды этот момент примерно следующим образом: Предположим мы трудимся на работе семь-восемь часов в сутки, и получаем в месяц $300. Если после того как сменив несколько работ и приложив усилия в рамках этих семи восьми рабочих часов, мы видим что все равно зарабатываем эти $300- значит это и есть наша карма. Это наша квота, выделенная нам Господом, с которой нам нужно счастливо смириться, и все свое остальное время, также как и свои честно заработанные деньги, необходимо посвящать духовному развитию и углублению своей Садханы (внимательная Джапа, глубокое изучение писаний, ежедневное поклонение Божествам, активное служение в Храме, регулярное участие в Киртане и.т.д).
Другой человек, работая те же семь или восемь часов, может получать $1000 или $3000 или $5000… Это его карма и он получает ее в соответствии со своей квотой, определенной судьбой свыше и своими деяниями в далеком прошлом…
Но проблемы преданных начинаются тогда, когда мы не хотим смириться со своей квотой, мы не хотим признавать что наша квота в рамках восьми часов труда состоит из «жалких» $300 и прельстившись «новым Мерседесом своего соседа», и «новой кухонной мебелью моей подружки», начинаем страстно желать зарабатывать как все «нормальные люди» по крайней мере 1000$ или 3000$. И что мы, как обусловленные души, склонны делать в подобной ситуации?
Мы склонны увеличивать время своего труда до десяти-двенадцати часов, и тем самым сокращаем время своей Бхакти-садханы, которая должна состоять из качественного Шраванам и Киртанам.
Тут в ход начинают идти разного рода оправдания и «мантры» в духе:
«Я бы и хотел вычитывать свои 16 кругов, читать каждый день книги Шрилы Прабхупады и заниматься активным служением в храме, но у меня просто нет времени… Что я могу с этим поделать? Я же обязан кормить свою семью и т.д.… При этом, я же проповедую успешным людям мира сего, будучи нормальным работающим человеком»… Да, мы обязаны кормить свою семью, но не ценой попсовой псевдодуховности и, в конечном счете, ценой духовного самоубийства.
Мадхава Махараджа сказал мне в прошлом году, что на западе, оправдываясь подобными «мантрами», свои круги вычитывают может только десять из девяноста процентов инициированных преданных… и добавил, что в странах СНГ ситуация почти такая же.
Другими словами, не понимая и не желая искренне найти разумный баланс между своей квотой, своими усилиями, в разумном честном труде и своей садханой, мы склонны идти на компромисс с материальной энергией. Так, мы попадаем в первую ловушку майи — урезая отпущенное нашей короткой жизнью драгоценное время на духовное развитие и прилагая чрезмерные усилия в материальной деятельности, подменяя Мукхья Дхарму (основную свою обязанность души) на Гауна Дхарму (второстепенными социальными обязанностями). В конце концов, даже если, работая теперь по 10 или 12 часов, мы и начнем зарабатывать 1000$ — что с того? «Ибо, какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей навредит?».
— Это как-то не помещается в мозг и хочется сделать простой вывод – просто ничего не делать и ждать, когда придёт всё, что положено по карме само. Зачем тогда ходить на работу, учиться в школе, заботиться о семье?
Карму иногда сравнивают с банковским счетом, на котором находится определенная сумма денег. Мы учимся в школе, в институте и ходим на работу только для того чтобы, в течении своей нынешней жизни, иметь возможность снимать со своего кармического счета те средства, которые были положены нами в своих прошлых рождениях. Не учась, работая и не прилагая свои усилия, деньги из этого кармического банка, скорее всего, сами по себе не полетят нам в карман.
Первая глава Панча Тантры объясняет этот принцип соотношения судьбы и наших личных усилий следующим образом:
«Срок жизни, вид деятельности богатство, образование и причина смерти, эти пять вещей определенны человеку еще до его рождения. То, что должно случится, обязательно случится, так как мы видим, что внешне даже Господу Шиве приходится ходить обнаженным из-за неимения одежды, а Господу Харри из-за неимения кровати приходится спать на змее»
«То, что не должно случится, никогда не случится, то чему быть никогда не миновать, поэтому, почему бы вам не научится пить лекарство, устраняющее все ядовитые беспокойства».
Теперь Панча Тантра объясняет что лекарство, устраняющее жизненные беспокойства состоит в следующем понимании:
«Подобно тому, как колесница не может передвигаться на одном колесе, подобно этому судьба не может приносить своих плодов без наших усилий. Работа, совершенная в прошлых жизнях именуется сейчас судьбой, поэтому сейчас человек должен не ленясь с энтузиазмом прилагать усилия».
«Судьба это все и вся, зачем же мне трудиться? Размышляя подобным образом, человек не должен оставлять своего труда, потому что никто не может получить сезамового масла из семян сезама, не прилагая к этому никаких усилий».
«Богатства обретаются усердиями человека, тогда как ленивые и слабые люди твердят, что то, что положено судьбой придет само по себе, поэтому нет смысла работать. Но не нужно обращать внимания на подобные бредовые предположения, вместо этого следует прилагать усилия в соответствии со своими возможностями». (Что в случае преданного означает «возможность», я объяснил в ответе на первую часть Вашего вопроса).
«Подобно тому, как горшечник может сделать любое количество горшков которое он пожелает, человек может достичь хороших или плохих результатов в соответствии с теми усилиями, которые он приложит».
«И даже если человек случайно увидит лежащую перед собой на улице драгоценность, судьба не поднимет за него эту дорогую вещь и не закинет ее ему в карман, человек должен будет сам приложить усилия и поднять ее с улицы».
«Человек сможет быть успешным не мечтаниями и грезам а только благодаря тяжелому труду. Хотя лев является самым сильным зверем, остальные животные не запрыгивают ему в пасть сами по себе, ему нужно тоже трудиться, чтобы заполучить свою еду».
— Зачем быть кому-то благодарным за его\её помощь и заботу, если это — тоже моя благочестивая карма, честно заработанная мною. Пожалуйста, будьте добры, вправьте вывих мозга.
Мудрые говорят: «Благодарность — долг, который надо оплатить, но который никто не имеет права ожидать».
Мы неблагодарны тогда, когда считаем что заслуживаем того что нам дают и когда начинаем философствовать о своей «благочестивой карме»…
Но в действительности, если применить выше описанные примеры из Панча Тантры, то личность, оказавшая нам услугу, подобна человеку, вставившему за нас второе колесо на нашей колеснице, выжавшему за нас масло из сезамовых семян, поднявшего за нас драгоценность лежащую перед нами на улице.
Если мы будем неблагодарны таким людям (неблагодарность — один из самых тяжелых и противных грехов), то в соответствии с законами кармы, мы норовим лишиться, и первого колеса, и самих сезамовых семян, и самой драгоценности лежащей перед нами на улице.
Ваш слуга Радха Говинда даса