Настало время всерьёз изучать шастры

Мы не должны поносить вайшнавов. Или оскорблять их каким-либо способом. Но с другой стороны, мы не должны становиться жертвами каких-либо ложныx идей или практик, которые распространяют вайшнавы. Мы должны предупреждать других, что такой-то преданный сбивает других с толку. Кто-то может сказать, что это оскорбительно — называть вайшнавов, которые распространяют Сознание Кришны, майявади или сахаджиями. Но на самом деле ещё большим оскорблением можно считать невмешательство, когда человек даже не пытается предотвратить распространение этих ложных идей. Это оскорбление по отношению к предыдущим ачарьям – позволять человеку искажать их послание.

Совершенно очевидно, что если кто-то, кого называют вайшнавом, совершит насилие над детьми, этого человека нужно остановить и наказать. Насилие над детьми – это очень явное, очевидное преступление. Его легко обнаружить. Но какие-то отклонения, заблуждения, ложные идеи, которые проникают в сампрадайю, могут иметь более тонкую форму, поэтому подчас их очень сложно распознать.

Кто-то может подумать: зачем вообще пытаться разобраться, кто прав, кто виноват, если есть опасность совершить оскорбления? Но такое умонастроение само по себе создаёт опасную ситуацию. Если идеям майявады и сахаджии позволять расти в Движении сознания Кришны подобно раковой опухоли…

Поэтому мы, практикуя сознание Кришны, должны быть очень внимательны и вдумчивы. В особенности в современной ситуации, когда в нашем Движении очень много противоречий и спорных моментов.

Мы должны быть очень осторожными, чтобы не совершить оскорбление. Если мы займём позицию, что я выше, а они все никто, то это будет дисквалификацией, это высокомерие сразу же дисквалифицирует нас. Но с другой стороны, мы не должны позволять этим ложным идеям сбивать себя с толку.

Поэтому настало время всерьёз изучать шастры. И для нас это значит — прежде всего книги Прабхупады. И нужно стремиться обрести хорошее подобающее общение и руководство. Мы не должны наивно полагать, что любое общение в ИСККОН – это хорошее общение. С другой стороны, мы не должны враждебно и с завистью относиться к тому, кто повторяет Святое Имя. Но даже к тем, кто повторяет Святое Имя, мы можем враждебно относиться, если они грубо нарушают сиддханту, или если они сами повинны в том, что завидуют ачарьям или сампрадайе.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был очень недоволен различными группами бабаджи, людьми, которые повторяют «Радхе Шьям», за то, что они осквернили практику вайшнава-сиддханты различными отклонениями и заблуждениями.

шрути-смрити-пуранди-
панчаратра-видхим вина
аикантики харер бхактир
утпатайаива калпате

«Тот, кто пытается служить Господу, пренебрегая указаниями Упанишад, Пуран, «Нарада-панчаратры» и других авторитетных ведических писаний, только нарушает покой общества». («Бхакти-расамрита-синдху» 1.2.101) Здесь говорится, что когда кто-то пытается размыть чистое преданное служение, привнося в него какие-то собственные идеи и практики, которых нет в шастрах, это приводит лишь к появлению беспокойства в обществе.

Если мы рассмотрим историю гаудия-вайшнавизма, историю религий или просто мировую историю, мы обнаружим наличие различных подходов, мнений, философий. Гаудия-вайшнавы отличаются от всех остальных своей философией, своим пониманием вещей. Но даже среди гаудия-вайшнавов могут быть какие-то разногласия в восприятии некоторых фундаментальных доктрин. В ИСККОН, который является частью гаудия-вайшнава-сампрадаи, тоже могут быть разные мнения. Это не значит, что мы должны конфликтовать, завидовать другим членам ИСККОН. Но это также не означает, что мы должны соглашаться со всем, кто бы что ни говорил, и принимать слова человека только по той причине, что он занимает какое-то положение и пользуется почётом в обществе. Мы на всё должны смотреть через призму гуру, садху и шастр. Если кто-то отклонился от гуру, садху, шастр, несмотря на своё высокое положение лидера, отклонение не перестаёт быть отклонением.

Если человек отклонился, нужно понять, в чем тут суть, что произошло. Как понять? В соответствии с гуру, садху, шастрами. Мы должны быть очень осмотрительны и внимательны, чтобы не совершить оскорбления вайшнавов. Но также мы должны быть очень внимательны, чтобы идти по пути предыдущих ачарьев.

Может показаться, что в практической жизни эти два наставления противоречат друг другу. Но, так или иначе, мы должны сохранять баланс. В этой связи могу привести слова Господа Иисуса Христа, которые иногда приводил Шрила Прабхупада: нужно ненавидеть грех, а не грешника. То есть мы должны понимать, что неправильно, и отвергать это неправильное. Но мы не должны испытывать какую-то личную неприязнь к тому, кто распространяет это неправильное.

Конечно, разобраться в том, что правильно, что неправильно – непростой процесс. Для этого необходимо серьёзно изучить книги Шрилы Прабхупады, другие писания, всю традицию вайшнавов. А также принять во внимание обстоятельства, условия, в которых те или иные преданные проповедуют сознание Кришны. К примеру, при одних обстоятельствах могут быть допустимы вещи, которые при других недопустимы. Раньше вообще было недопустимо обсуждение подобных тем на таких языках как английский или русский.

Было время, когда в Индии считалось, что обсуждать духовные темы на каком-либо другом языке, кроме санскрита, оскорбительно. Но если бы обсуждение этих вопросов ограничилось санскритом, то сознание Кришны никогда бы не распространилось по всему миру. Это как раз пример того, как то, что считается неподобающим в одно время, просто необходимо в другое время, в другом месте. Но при этом мы не должны пользоваться принципом «место, время, обстоятельства» как оправданием для того, чтобы привносить что-то новое.

Приняв всё это во внимание, мы можем подумать, что сочетать два этих подхода очень сложно. Но в этом случае нам поможет наша искренность и общество других искренних преданных.

Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент из лекции по Чайтанья-чаритамрите Ади 17.10