Путь к духовному пробуждению
Какой вклад может внести Сознание Кришны в другие религии?
Сознание Кришны – это как обучение в аспирантуре для других религий. Все религии говорят, что Бог велик, что нужно любить Бога. Но как вы любите Бога? Насколько велик Бог? Как Он выглядит? Что Он делает? Чем Он занимается ежедневно? Все эти вопросы не освящаются в большинстве религий. Они не дают нам достаточно информации о Боге, они не дают нам детального описания, как мы можем любить Бога. В большинстве своём они дают нам правила, которым мы должны следовать и некоторые основные ритуалы. Они благотворны и благоприятны. Но если у нас есть больше знания, то мы можем больше совершенствоваться.
Вопрос: Какой вклад может внести Сознание Кришны в другие религии?
Е. С. Джаяпатака Свами: Сознание Кришны – это как обучение в аспирантуре для других религий. Все религии говорят, что Бог велик, что нужно любить Бога. Но как вы любите Бога? Насколько велик Бог? Как Он выглядит? Что Он делает? Чем Он занимается ежедневно? Все эти вопросы не освящаются в большинстве религий. Они не дают нам достаточно информации о Боге, они не дают нам детального описания, как мы можем любить Бога. В большинстве своём они дают нам правила, которым мы должны следовать и некоторые основные ритуалы. Они благотворны и благоприятны. Но если у нас есть больше знания, то мы можем больше совершенствоваться. Как можно любить кого-то, если ты очень мало о нём знаешь? Есть пьеса, называется «Свидание вслепую». Вы знаете, что такое свидание вслепую? Возможно, нет. Есть такой английский спектакль. Ты идёшь на свидание с кем-то и даже не знаешь с кем, а можешь только догадываться. Так Богу не служат. Как Он выглядит мы не знаем. Что Он делает мы не знаем. В Бхагават Гите и Шримад Бхагаватам Кришна рассказывает о том, что Он делает, как Он выглядит, как Он связан с материальным миром. Информация такого плана сможет помочь другим религиям совершенствовать их любовь к Богу. Более того, она даёт более практичные способы проявлять свою любовь к Богу, например, как мы должны строить наш день.
Однажды я был в Южной Индии, и на программе вместе со мной был один христианский священник. Он спросил меня: «Вы же Гуру? И я Гуру. Можно мы с вами лично побеседуем?». Я согласился. Итак, когда программа закончилась, он закрыл дверь на замок, и мы остались в комнате вдвоём. Он обратился ко мне: «Вы говорили о семейной жизни. Я хочу узнать как можно сделать семейную жизнь более духовной, потому что в данное время моя религия на самом деле не учит нас как это делать». Я объяснил ему принципы семейной жизни, как он может духовно направлять свою семью и заниматься духовной практикой. Он отблагодарил меня и ушёл. Через 6 месяцев я вернулся в то же самое место, и этот священник снова пришёл на мою лекцию. И в этот раз он снова сказал: «Разговор Гуру-Гуру». Поэтому после программы, когда все ушли, снова остались только я и он. На нём был одет белый воротничок, который носят христианские священники и когда все ушли, он достал из-под него кантималы из туласи и сказал: «Я повторяю Харе Кришна мантру, но я не могу рассказать об этом моим родителям. И знаете, мантра очень хорошо работает!»
Так что есть много христиан, иудеев и других людей из разных религий, которые повторяют Харе Кришна мантру, читают Гиту. Из этого они черпают вдохновение и новые идеи. Но так как на данном этапе развития мира общность основных религиозных течений не одобряется, то люди обычно не афишируют это. Хотя на самом деле получают много блага. В 1997 году к столетию явления Прабхупады мы проводили всемирный съезд, объединяющий науку и религию и бывший заместитель генерального секретаря ООН (я забыл, как его зовут, какое-то немецкое имя), он был там и он говорил о том, что в науке, технологии, медицине и даже криминологии идёт обмен опытом и идеями. Таким образом мир идёт вперёд. Но в лагере религии между нами воздвигнуты огромные стены и никто не делится никакой информацией и никто не хочет никакую информацию принимать. Всё заблокировано. И как результат большинство войн в мире, большинство проблем возникают между людьми разных религий. Поэтому нам действительно нужно что-то типа Парламента религий. И вообще был создан такой Парламент религий в Кейп Тауне и подобные встречи до сих пор проводятся раз в два года. Это был очень интересный опыт и я взял его на заметку.
У нас есть огромное желание общаться с представителями любой религии, любой веры, с любым человеком о принципах религии. Я проводил много межконфессиональных семинаров с людьми. Обычно каждый старается продвинуть свою точку зрения, даже не пытаясь понять, а о чём вообще идёт речь. В этом то и заключается проблема. Мы стараемся идти вперёд, развиваться и общаться на межконфессиональных программах. На нашу Ратха Ятру в Бирмингеме, на главной площади, пришли архиепископ Бирмингема, глава Буддийской организации, представители других религий и каждый из них произнёс речь с главной сцены по случаю Ратха Ятры. Это очень интересное событие, когда все приветствуют фестиваль Ратха Ятры. Архиепископ очень тепло приветствовал всех участников Ратха Ятры.
Так что мы действительно ведём диалог в разных местах.
Е. С. Джаяпатака Свами