Как проверяется верность

В «Рамаяне» описывается сцена, когда Сита вместе с Господом Рамачандрой в самом начале изгнания пришла к Атри Муни. Перед тем как уйти в лес Дандакаранья в Панчавати, они посетили великого риши, который жил в хижине. Старец принял их с почетом. Он усадил Господа Рамачандру, а Сита пошла к его жене Анасуе.

Это была сгорбленная, старая, дрожащая от аскез и всего того, что претерпела, живя в лесу, очень праведная женщина. Она стала прославлять Ситу: «Ты верная жена, понявшая суть дхармы. Ты не осталась в Айодхье, в роскошном дворце, где могла спать на мягких постелях, а пошла за своим мужем, несмотря на невзгоды, чтобы исполнять долг, служа Ему. Ты — идеал верности женщины». Сита, услышав эту речь, очень смутилась, покраснела и, опустив глаза, ответила: «Зря ты меня прославляешь, считая верной. Моей верности еще не посланы настоящие испытания. Я пошла за своим мужем, но это самое малое, что я могла сделать. У моего мужа все достоинства и добродетели: Он самый красивый, самый смелый, самый любящий. Он мой защитник. Любая женщина захочет служить такому мужу. В чем же моя верность? Если бы мой муж был уродливым, злым, сварливым, слабым, и при этом я считала бы его своим повелителем, меня можно было бы назвать верной».

Ачарьи говорят, что на этом примере мы можем проверить свою верность по отношению к Богу. Пока у нас все хорошо, мы бормочем Его имена, служим, прыгаем на гуру-пудже, но это еще не верность. В таком состоянии, в каком мы находимся, любой бы прыгал: тепло, светло, все хорошо. Верность проверяется тогда, когда все плохо. Когда вдруг, в награду за то, что мы делаем, все начинает рушиться, ломаться. Люди на нас косо смотрят. Мы вдруг оказываемся в странном положении. Вот тогда проверяется верность.”

Е. С. Бхакти Вигьяна Госвами, вестник Шаранагати 3