Доказательство является в святых

Для меня самым весомым доказательством существования Бога является существование великих святых. Большинство из нас родились со значительной долей скептицизма, и мало кто в восторге от академических доказательств существования Бога. Поэтому нам нужны личные примеры, которые рассеяли бы все наши сомнения и убедили бы нас не только в том, что Бог существует, но и в том, что мы нуждаемся в Нём. Обычно дискуссии на тему религии не затрагивают сердце, так как носят слишком абстрактный характер. Но что действительно затрагивает лично моё сердце, так это примеры людей, достигших высокого уровня осознания Бога и живших в соответствии с этим осознанием.

До того, как летом 1966 года я познакомился со Шрилой Прабхупадой, я не встречал ни одной великой души. Хотя меня и воспитывали католиком, в нашей, якобы, католической семье никогда не говорили о жизни католических святых, а сам я никогда не встречал тех, кто бы следовал их примеру. Я был отъявленным атеистом до того, как встретил Шрилу Прабхупаду; я сразу же понял, что он святой. Эта святость и его вера в существование Кришны убедили меня в том, что о духовности я знаю далеко не всё.

Речи Прабхупады очаровывали меня. Таких жизнеописаний святых я никогда ещё не слышал. Вьясадева, Парикшит Махарадж, Господь Чайтанья и Его последователиа А когда Прабхупада погружался в объяснение кармы и реинкарнации, описание духовного мира и ада, я смотрел на жизнь, которую он вёл, и видел, как же велика его преданность, его вера. Передо мной был живой пример, который убеждал меня принять все эти незнакомые идеи.

Каждая крупная религия основывается на писаниях; большинство религий наделены какой-то духовной властью, и все религии имеют последователей. Кто-то из них строго следует всем принципам, кто-то придерживается лишь чего-то внешнего, а кто-то находится где-то посередине. Также в каждой религии есть святые, которые вселяют веру в прихожан, развивают её и дают наставления. Группы этих отрешённых, утвердившихся в вере людей, которые олицетворяют собой конечное совершенство, являются жизненной силой религии. Если их не будет, то сами люди не вдохновятся на достижение высшей цели.

Есть одна хасидская история о знаменитом гуру, который послал желающего стать его учеником к святому. «Если хочешь познать истину, то ты должен отправиться к этому святому не для того, чтобы услышать от него Тору, но чтобы увидеть, как он надевает ботинки». Это то, как мы впитали сознание Кришны от Шрилы Прабхупады: мы наблюдали, как он надевает ботинки и как он делает множество, казалось бы, совершенно обычных вещей с огромным смирением и огромной сосредоточенностью на своей миссии сознания Кришны. Его уверенность в сознании Кришны породила нашу уверенность.

Поскольку вера этих святых и их стремление практиковать намного превосходят наши, нужно найти ключ, с помощью которого мы могли бы следовать их примеру в своей жизни. Писания говорят, что мы не должны имитировать поведение святых людей и каждый из нас так или иначе открыл это для себя. Мы не можем стать Кришной, просто притворяясь, что способны делать то же самое, что делал Он. Также мы не можем стать святыми, просто подражая им. Единственное, что мы можем делать, это высоко ценить совершенство святых и учиться быть такими же целеустремленными, как они. Признавая свое падшее положение, мы, тем не менее, можем следовать наставлениям святого учителя. Совершая своё преданное служение, мы можем вдохновляться примерами из жизни святых людей, можем молиться у их стоп о милости и помощи. Мы должны доверять святым и их духовному пути.

К тому же, мы можем слушать молитвы святых; писания полны молитв. Вот знаменитая молитва Шри Мадхавендры Пури, которая демонстрирует его преданность Кришне и отрешенность от мирской религии:

О моя вечерняя молитва, прощай!
Прощай, о мое утреннее омовение! О полубоги
и предки, пожалуйста, простите меня: я больше
не способен делать вам подношения. Теперь я
решил, что, просто памятуя везде, где бы я ни был,
о славном потомке Яду, о великом враге Камсы,
Господе Кришне, я освобожусь от всех последствий
своих грехов. Думаю, что этого мне будет достаточно.
Зачем нужно что-то ещё?

Мы не должны имитировать настроение Мадхавендры Пури и молиться подобно ему, однако нужно высоко ценить это, и живя, держа перед собой его молитву и пример его жизни, мы в конце концов будем способны на искренний крик из самой глубины нашего сердца.

Е. С. Сатсварупа дас Госвами. Back to Godhead, Май/Июнь 1999