Путь к духовному пробуждению
Для того, кто видит и ощущает Кришну, кажется просто абсурдным говорить, что Кришны нет
Существуют разные измерения существования. Мы не можем себе представить, каково бы это было, если бы не было времени, если бы не было пространства. Каково бы это было, если бы не было Кришны? Но мы не видим Кришну, не чувствуем Его, не касаемся Его. Означает ли это, что Его нет? Это как слепой, который говорит: «Раз я не вижу, значит, зрения не существует». Но никто не видит Кришну. Это как будто группа слепых собралась и решила: «Видите, мы все слепые, мы ничего не видим. Это просто какие-то сумасшедшие говорят, что что-то можно видеть. Конечно же, нет ничего подобного. Потому что мы все здесь вместе и мы все знаем, что нет ничего такого, как зрение. Это просто какие-то люди вообразили себе какую-то психологическую ересь».
Но на самом деле Кришна – это факт. И для того, кто видит и ощущает Кришну, кажется просто абсурдным не чувствовать Кришну или говорить, что Кришны нет. Шрила Прабхупада очень терпеливо, снова и снова, объясняет нам и каждому, кто готов слушать… Он говорил даже с теми, кто был не очень заинтересован, он проповедовал довольно настойчиво, и он объяснял, что мы не тело, мы вечная душа, существует Вечный Вседержитель, и мы подвластны Ему. Он объяснял все эти базовые истины. Это его великая милость. Но ему не нужно было каких-то логических или шастрических доводов, чтобы чувствовать Кришну. Он всегда чувствовал Кришну. И ради нашего блага он пытался помочь нам возродить наше дремлющее сознание Кришны.
На самом деле мы все находимся в таком больном состоянии, когда то, что должно быть самоочевидным, мы не можем воспринимать вообще. Но мы начинаем воспринимать это посредством слушания: шраванади-шуддха-читте карайе удайа. Постепенно благодаря процессу слушания сердце очищается. И кришна-према – естественное состояние души в блаженных отношениях с Кришной – возрождается.
Иначе мы в очень странном положении. Мы пребываем в этом мире, мы не знаем, кто мы такие, мы не знаем, почему мы здесь, мы не сознаём, что есть цель жизни. Это больное состояние. Это всё равно, что слепой человек, который просто не может вообразить, что значит видеть. Это должно быть самоочевидным – видеть. И должно быть очевидным, что мы знаем, кто мы такие, мы знаем, почему мы здесь находимся, мы понимаем, что это бардак какой-то – этот материальный мир, что здесь мы в очень проблематичной ситуации, и мы понимаем процесс, как выбраться отсюда. Это должно быть самым нормальным. Если мы говорим о разумности, то это должно быть самым нормальным.
Хорошо, мы в этом положении по такой-то причине, и вот, что мы должны делать, чтобы выбраться из этих трудностей… Но мы даже не воспринимаем их. Даже не осознаём, даже не думаем о цели жизни. Мы воспринимаем как само собой разумеющееся, что взаимодействие чувств с их объектами ради каких-то мелочных наслаждений – это самое главное, это всё, что есть. Вы едете на работу, возвращаетесь, смотрите телевизор и ложитесь спать, а на следующее утро вы встаёте, идёте на работу… Это жизнь!
Один немецкий школьник где-то два года назад или, может быть, даже немного раньше, подражая каким-то американским школьникам, достал пистолет и застрелил несколько человек. И он сказал после того, как это сделал: «Какой во всём этом смысл? В любом случае они заставляют вас работать всю свою жизнь. Затем, когда вы старый, дряхлый, вы выходите на пенсию. И какой смысл во всём этом?» Он был достаточно разумным, чтобы задаваться этим вопросом, но не был достаточно разумным, чтобы найти ответ в «Бхагавад-гите как она есть», где даётся самый разумный ответ на проблему большого «почему».
Вопрос «почему»… Большинство людей даже не думают об этом. Даже если они начинают думать… Насколько далеко вы можете пойти? Вы думаете, что вы в большом бардаке. Но стоит вам погрузиться в философию, вы оказываетесь в ещё большем бардаке. Все философы друг с другом спорят, как только кто-то выдвигает аргумент, кто-то другой находит в нём недостатки, и в его аргументах тоже кто-то находит недостатки, и так продолжается бесконечно. И философы поднимаются вверх, падают вниз, ходят кругами, вокруг да около, и это большая сеть, путаница. Как я уже говорил: каждый видит дверь, это очевидно для всех, кроме философа, который будет спорить, и он может приводить доводы: «Как вы можете быть уверены, что вы действительно воспринимаете? Может быть, это иллюзия? Существуете ли вы в реальности? И что такое дверь вообще? Если посмотреть с другого угла зрения, это большей частью пространство. Если погрузиться в атомарную физику, это пространство, почему бы вам не пройти сквозь него, сквозь электроны?»
И в такой ситуации, в какой мы находимся, стоит вам попытаться понять, что это такое, как выбраться отсюда, вы ещё больше запутываетесь, ещё больше сбиваетесь с толку. Или вы можете принять псевдофилософию или какую-то частичную неполноценную философию и стать фанатичным последователем каких-то странных идей. И это тоже не решает проблему.
Кришна даёт решение всему этому в следующем стихе. И этот стих очень известный, по крайней мере, среди членов Международного Общества сознания Кришны.
даиви хй эша гуна-майи
мама майа дуратйайа
мам эва йе прападйанте
майам этам таранти те
Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под её власти. («Бхагавад-гита» 7.14).
Майю очень трудно преодолеть, но если мы предаёмся Кришне, мы можем преодолеть её. Это простое решение невообразимо сложной проблемы, в которой мы находимся.
Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Майя – непостижимое измерение»