Дешёвое восприятие духовной жизни

Если мы хотим сделать что-то серьезное в этой жизни, хотим помочь Шриле Прабхупаде, нужно трудиться от души. И при этом в своих реакциях на окружающих и события следует быть адекватным, т.е. держать связь с реальностью.

Мы не предъявляем претензий к преданным. Шрила Прабхупада говорил, что мы же не упрекаем человека, моющего руки, за то, что они у него грязные. Ведь он их уже моет. Преданными становятся разные люди, но они уже выбрали путь очищения.

Однако экзальтированные личности предпочитают жить не в реальности, а в мире иллюзорной двойственности. Им представляется, что все преданные должны быть садху, и если они видят у кого-то недостатки, то у них что-то обрывается сердце: какие же они после этого преданные?! Или увидят материальное желание в себе — опять вера начинает уходить, и возникает вопрос: может, мантра Харе Кришна не работает, по крайней мере, в моем случае?

Такие люди не понимают, что Кришна оставляет нам недостатки как ресурсы, чтобы мы обрели связь с реальностью, чтобы могли работать над собой. Но работать над собой мы не хотим. Человек привязан к результату: ему не важна сама внутренняя работа, ему лишь важно само совершенство. Человек не хочет находиться в положении ученика.

Религиозная экзальтация приводит сначала к идеализации, а потом — к критике. Есть и другая сторона религиозной экзальтации: мы же — преданные, не дай бог сказать кому-то правду, это будет апарадхой! И здесь появляется трусость в отношениях, желание снять с себя ответственность. У меня есть проблемы во взаимоотношениях, но я думаю: «Пусть Кришна Сам с ним разбирается, а я буду молчать!» Но это тоже признак дешевого восприятия духовной жизни, сахаджии, — не говорить того, что надо было бы сказать, что требует мужества, честности и непредвзятости в отношениях.

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами, «Забота о преданных»