Путь к духовному пробуждению
6 июля 2016 года — день ухода Сварупы Дамодары Госвами
Кришнадас Кавирадж Госвами пишет, что Шри Сварупа Дамодар был одним из самых близких спутников Махапрабху: «Лишь двое знали Господа лучше всех: Парамананда Пури и Сварупа Дамодар» («Чайтанья-чаритамрита» 1.10.124-5).
Когда он родился, его нарекли именем Пурушоттам Ачарья. О родителях его известно немного. Вскоре после его рождения отец оставил жену и ребенка и отправился в Митхилу и Каши учиться. Детские годы Пурушоттам провел в доме родителей матери в Навадвипе.
Будучи по натуре чистосердечным и добродетельным, он стал очень предан и дорог Махапрабху. Когда Господь принял санньясу, Пурушоттам едва не лишился рассудка от боли разлуки и не медля отправился в Бенарес, где принял обет отречения у одного санньяси по имени Чайтаньянанда.
Санньяса-гуру дал ему наказ: «Изучай Веданту и учи этому знанию других». Шри Пурушоттама Ачарья так торопился увидеть Господа, что ушел, даже не дождавшись конца церемонии, успев лишь сбрить шикху и снять брахманский шнур. Он не успел надеть и одежд санньяси и потому его звали Сварупа (именем брахмачари). После этого, выполняя волю учителя, он отправился в Шри Нилачал, где вновь встретился с Махапрабху.
Сварупа Дамодара явил этому миру сокровеннейшие переживания Шри Чайтаньи, наслаждавшегося настроением Радхарани, испытывающей разлуку с Кришной. Чувствуя настроение Господа Гауранги, Сварупа Дамодара начинал киртан, способствующий усилению эмоций Господа. Для того, чтобы смягчить муки любви вираха-бхавы Господа Чайтаньи, он пел песни из «Гита-Говинды», «Кришна-карнамриты» и полных любви поэм Чандидаса и Видьяпати.
День и ночь напролет Сварупа Дамодара находился рядом с Шри Чайтаньей: так же как Лалита и Вишакха были самыми сокровенными спутницами Радхарани, Сварупа Дамодара (Вишакха-сакхи) и Рамананда Райя (Лалита-сакхи) были самыми близкими спутниками Шри Чайтаньи Махапрабху.
Сварупа Дамодара был «опекуном гаудия-вайшнавов». Поэтому каждый раз, когда преданный вел себя неподобающе, Господь Гауранга обычно говорил: «Сварупа, твой гаудия сделал то-то и то-то». Сварупа Дамодара лично проверял наличие грамматических и философских ошибок в каждом новом стихе, песне или книге перед тем, как передать ее на одобрение Господу Чайтанье.
Хотя его знания были поистине безграничны, он старался не вступать в споры и предпочитал уединение. Поэтому лишь немногим была известна глубина его познаний. Ему были ведомы все оттенки настроений преданности Шри Кришне, а тело его было насыщено любовью к Нему. Он был вторым «я» Махапрабху. Если кто-то хотел представить Махапрабху книгу, песню или поэму собственного сочинения, автор должен был прежде получить одобрение Сварупы Дамодара. Если произведение содержало концепции, противоречащие изложенным в писаниях идеалам бхакти, оно не могло принести Махапрабху трансцендентного удовольствия и потому Сварупа Дамодар отклонял просьбу автора.
Когда Шри Сварупа Дамодар прибыл в Пури из Каши (Варанаси), он восславил Махапрабху, продекламировав следующую шлоку: «О Шри Чайтанья, воплощение милости! Ты — Тот, Кто легко устраняет любую печаль, Твоя преданность — недосягаемый образец чистоты и бескорыстия, Твое появление наполняет душу восторгом и упоением. Ты кладешь конец любым философским спорам, потому что Твои знания писаний поистине бездонны. Ты заставляешь сердце трепетать от божественной любви, проливая на него поток милости и сострадания. Прошу Тебя, освети мою душу лучами Твоего благодатного милосердия!». («Шри Чайтанья Чандорой Натак.»)
Увидев, что Сварупа Дамодар упал перед Ним в дандавате, Махапрабху поднял его и обнял со словами: «Сегодня во сне Я видел, что ты идешь ко Мне. Как слепой не помнит себя от радости, вновь обретя зрение, так Я счастлив вновь видеть тебя рядом со Мной».
Сварупа Дамодар ответил: «Прабху, пожалуйста, прости меня. Я совершил великую ошибку, оставив Тебя и бежав в Варанаси. У меня нет ни капли привязанности к Твоим лотосным стопам, и мой поступок непростителен. Я оставил Тебя, но Ты по-прежнему милостив ко мне. Набросив мне на шею веревку Своего милосердия, Ты привлек меня к Своим лотосным стопам». («Чайтанья-чаритамрита», Мад. 10).
Когда Сварупа Дамодар, полный смирения, промолвил эти слова, Махапрабху вновь обнял его и сказал: «Доброта Кришны не знает пределов. Он вновь милостиво свел нас вместе».
Махапрабху не отпускал от Себя Сварупу Дамодара. Когда Он погружался в волны экстатической любви, только Сварупа Дамодар своим киртаном мог удовлетворить самые сокровенные чаяния Его сердца.
В это время из Видьянагара в Южную Индию прибыл Шри Рай Рамананда. Оба они, Сварупа Дамодар и Шри Рай Рамананда, воспеванием бхаджанов и чтением стихотворений усиливали экстатическое состояние Махапрабху. Они так же близки и дороги Шри Чайтанье Махапрабху, как Лалита и Вишакха Шримати Радхарани.
Кришна дас Кавираджа в своей работе над «Чайтанья-чаритамритой» использовал записки Сварупы Дамодары, посвященные описанию жизни Шри Чайтаньи. Сварупа Дамодара Госвами также написал «Сангита-Дамодару», учебник по музыке. Его самадхи находится в районе 64 самадхи во Вриндаване.