Путь к духовному пробуждению
13 октября 2016 года — день ухода Кришнадаса Кавираджа Госвами
Кришнадас Кавирадж Госвами известен, прежде всего, как автор «Шри Чайтанья Чаритамриты», которая благодаря своему литературному великолепию, правдивости, и твердой философской основе сегодня повсеместно рассматривается в качестве главного труда о жизни и глубоком учении Шри Чайтаньи Махапрабху. Шрила Джива Госвами имел обычай оказывать знаки почета квалифицированным преданным, давая им разные титулы. Кришнадаса он назвал Кавираджем (королем поэзии) за его поэтический шедевр «Говинда-Лилиламриту».
Шрила Кришна Дас Кавираджа Госвами родился в 1496 году в семье врачей в селе Джаматпур в районе Бардхамана недалеко от Найахати. Отцом его был Шри Бхаригата, а матерью Шри Сунанда. Также у него был младший брат по имени Шьяма Дас. Так случилось, что род его прервался. В свое время Шрила Кавираджа Госвами установил в родном краю Божества Гаура-Нитьянанды, которым поклоняются там по сей день.
Однажды Господь Нитьянанда явился во сне к Кришнадасу и сказал: «О, мой дорогой Кришнадаса, не бойся. Ступай во Вриндаван, там ты обретешь всё». (Чайтанья Чаритамрита, Ади лила 5.195).
Таким образом, получив милость Господа Нитьянанды и следуя его наставлениям, Госвами, пребывая в радостном расположении ума, отправился во Вриндаван. Он вел отреченный образ жизни в Шьяма-Кунде около Манаса Павана Гхаты, места полуденного купания Радхарани.
Первым духовным учителем Кришна Даса Кавираджа можно считать Господа Нитьянанду. Также он принял Госвами Шри Рупу, Шри Санатану, Шри Дживу, Шри Рагхунатху Бхатту и Шри Гопала Бхатту своими шикша гуру. Духовное посвящение он получил от Шрилы Рагхунатха Даса Госвами. Непосредственным учеником Шрилы Кришна Даса Кавираджа Госвами был Шрила Нароттама Даса Тхакур, учеником которого в свою очередь стал Шрила Вишванатха Чакраварти.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура дал духовное посвящение Шриле Джаганатхе Дасу Бабаджи, который стал духовным учителем Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Тот в свою очередь принял в ученики Шрилу Гауракишору Даса Бабаджи, впоследствии – духовного учителя Его милости Вишнупады Шрилы Бхактисидханты Сарасвати Госвами Махараджа, духовного лидера нашего движения. (Комментарий Его Божественной Милости Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады, «Шри Чайтанья Чаритамрита», глава 1 «Духовные наставники»).
Шрила Кришнадаса Кавираджа Госвами был великим знатоком шастр. Это видно из его философских трудов, сохранившихся до нашего времени: «Шри Говинда Лиламрита», «комментарий к Кришна Карнамрите» («Шаранга Рангада»), «Шри Чайтанья Чаритамрита». В Прартхане Шри Нароттама Даса Тхакура пишет: Кришна Даса Кавираджа – знаток среди преданных. Его Говинда-Лиламрита превращает камни в слезы, но, увы, мой ум не привлекся ней».
Учеными-современниками Кришнадаса Кавираджа, и его предшественниками уже было написано несколько биографических работ о жизни Шри Кришна Чайтаньи. Они включали в себя: «Шри Чайтанья-кариту», написаную Мурари Гуптой, «Чайтанья-мангалу», автором которой был Локана Даса Тхакура, и «Чайтанья-Бхагавату». Последняя ценилась очень высоко. Она была написана Вриндавана Дасом Тхакуром, который считался непреложным авторитетом в познаниях о жизни Господа Чайтаньи. Несмотря на это, во время написания «Чайтанья-Бхагаваты», автор, опасаясь, что произведение будет слишком объемным, искусно избегал многих событий, связанных с Господом Чайтаньей, особенно касающихся последнего периода его жизни. Желая услышать повествования об этих поздних играх Господа, преданные обратились с просьбой к Кришнадасу Кавираджу написать книгу, которая прольет свет на неизвестные эпизоды из жизни Чайтаньи Махапрабху.
По их просьбе, испросив дозволения у Локанатхи Госвами и Шри Рагхунатхи Бхатты Госвами, и получив благословения Божества Мадана-Мохана во Вриндаване, он начал работу над Чайтанья-Чаритамритой. Шри Локанатха Госвами сказал Шри Кавирадху, что желает остаться в этой книге не упомянутым, именно поэтому в «Шри Чайтанья Чаритамрите» нет сведений о Локанатхе Госвами.
Писать «Чайтанья-Чаритамриту» Кришна Даса Кавираджа начал в очень преклонном возрасте, когда здоровье его уже сильно пошатнулось, о чем он сам говорит в тексте: «Я стал слишком стар теперь и поражен немощью. Мои руки дрожат, когда я пишу эти строки. Я ничего не помню и плохо вижу. Но, несмотря на это Я пишу, и это большое чудо!
Перед тем как начать написание книги, Кришнадаса пришёл к божеству Мадана-мохана во Вриндаване и стал просить позволения выполнить просьбу вайшнавов. На глазах у всех находящихся в храме, гирлянда божества упала с его шеи. Пуджари Мадана-мохана взял гирлянду и надел её на шею Кришнадасы. Приняв её как символ согласия и благословения божества, Кришнадаса приступил к работе. То, что он завершил работу над величайшей литературной жемчужиной Индии в таких изнурительных аскезах, является великим чудом в истории литературы и воистину Милостью Господа Кришны по отношению ко всем нам.
Около Шьяма-кунды прямо рядом с Рагхунатха Бхаджан-кутиром также находится бхаджан – кутир Кришнадаса Кавираджа Госвами, где он писал некоторые части «Чайтанья-Чаритамриты». Во Враджа-лиле Кришна Даса Кавираджа выступает в образе Кастури-манджари, одной из восьми самых близких и главных слуг Шримати Радхарани. Его самадхи находится в Радха-кунде, и согласно некоторым сведениям в Храме Радхи-Дамодара. Считают, что вечная форма Кришнадаса в лилах Кришны – Ратнарекха-манджари или, согласно другим источникам – Кастури-манджари.