Путь к духовному пробуждению
22 июля — день ухода Гопалы Бхатты Госвами
У Шри Гопалы Бхатты Госвами было двенадцать шалаграм-шил. Он держал их завязанными в ткань, которую обматывал вокруг шеи. Тем не менее у него было желание поклоняться Шри-Виграхе Господа в форме божества.
В это время один богатый человек пришел повидать Шри Гопалу Бхатту Госвами и очень обрадовался, когда встреча состоялась. Полный желания служить, он предложил красивые одеяния и украшения для служения Господу. Шри Гопала Бхатта положил их перед своими шалаграмами, и богатый человек попрощался. Вечером этого дня Шри Бхатта Госвами предложил ароти и бхогу и уложил свои шалаграмы спать, заботливо укрыв их в корзине. Наконец поздно ночью Гопала Бхатта, совершив различные виды бхаджана, принял немного прасада и отправился спать.
На следующее утро он искупался в Ямуне. Когда Гопала Бхатта пошел будить свои шалаграмы и открыл корзину, он увидел среди шалаграмов нечто божественное. Один из шалаграм-шил стал безукоризненным божеством Кришны, форма его изгибалась в двух местах, Он стоял и был очень красив. При виде такой несказанной красоты божества счастье Гопала Бхатты стало огромным океаном, в котором он нырял и плавал. Предложив божеству множество дандаватов, он начал возносить Господу различные гимны и молитвы.
Заслышав эту изысканную речь, Шри Рупа Госвами, Шри Санатана Госвами и другие вайшнавы и госвами прибежали туда и увидели божество, красота которого пленяла весь мир. Слезы божественной любви заструились потоками из их глаз и оросили землю. Это божество Кришны проявилось в 1542 году по христианскому летосчислению, на день полнолуния Вайшакхи. Госвами нарекли божество Шри Радха-рамана-девой.
Шри Гопала Бхатта Госвами постоянно служил своему возлюбленному божеству Радха-раману, не забывая слова и учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Так Гопала Бхатта занимался служением, и глаза его часто переполняли слезы божественной любви, что струились, как ливень. Тогда Шри Радха-рамана дева наградил Шри Бхатту Госвами божественным видением самого Шри Гауранги. «Когда Кришна-према затопила Шри Бхатту Госвами, Шри Радха-рамана явился как Шри Гауранга-дева» (Бхакти-ратнакара, таранга 4).
Шри Гопала Бхатта Госвами дал мантра-дикшу Шринивасе Ачарье. Шримад Санатана Госвами написал «Бхакти-виласу» в соавторстве с Гопалой Бхаттой Госвами, выступившим в роли редактора. Санатана Госвами так сильно любил Гопалу Бхатту Госвами, что даже издал эту книгу, указав его имя в качестве автора. Именно Шри Гопала Бхатта Госвами был автором шести тезисов «Шат-сандарбхи», которые позже развил и детально разработал Шри Джива Госвами.
Гопала Бхатта Госвами написал предисловие к «Шат-сандарбхе» Дживы Госвами. Он составил комментарий к «Кришна-карнамрите», а также написал «Шат-крия-сара-дипику», руководство по вайшнавским самскарам и ритуалам для церемоний по случаю рождения, посвящения с вручением священного шнура, свадебных церемоний, принятия санньясы, погребальных церемоний и т.д. Кроме того, его перу принадлежат многие другие писания.
Шримад Гопала Бхатта Госвами прожил в этом мире 75 лет. В 1578 году по христианскому летоисчислению, на шестой день убывающей луны Шри Гопала Бхатта Госвами покинул этот мир и вступил в вечные игры Господа.
В «Гаура-ганодеша-дипике» Шри Кави Карнапура Госвами пишет: «Я считаю, что личность, которая была во Вриндаване Анангой Манаджари, — теперь Гопал Бхатта Госвами. Некоторые авторитетные личности считают, однако, по-другому — что он был Гуной Манджари».