Что разделяет преданных в обществе?

Я говорил об этом на последних лекциях по Бхагавад-гите много и хотел чуть более подробно остановиться на этой теме, на том, что часто разделяет преданных в нашем обществе, да и не только в нашем обществе.

Мы можем видеть, как по началу тонкая, впоследствии принимающая грубые формы вражда проникает в наше общество. И люди с неприязнью, с недоверием начинают относиться друг к другу, подозревают друг друга. Если пытаться разбираться во всём этом, мы увидим, что часто под этим либо совсем нет никаких оснований, либо основания далеко не пропорциональны той вражде, которая возникла между людьми.

Буквально вчера я разговаривал с одним человеком с просьбой помирить преданных. И он говорит: «А я вообще не понимаю, из-за чего они поссорились». Причин-то никаких нету особенно. Но при этом каждый из них накручивает себя, и в его глазах эти причины разрастаются до вселенских масштабов, каждый считает друг друга воплощением вселенского зла, демоном, который пришёл разрушить ИСККОН до основания. И – ооо! – всё уже, просто невозможно уже, там теперь решить это можно только с помощью следующей войны между полубогами и демонами. Тогда один победит, другой будет поражён.

И если попытаться вышелушить оттуда какое-то рациональное зерно, то окажется, что это рациональное зерно, оно может и есть, но оно, ещё раз, оно не пропорционально маленькое по сравнению с тем, как все разрослось в нашем собственном сознании, и мы, конечно же, знаем ответ на вопрос, почему это возникает.

В конечном счёте в основе всех таких ссор лежит зависть, матсарья. Это некое незаметное семечко, которое дремлет в сердце каждого из нас и ждёт подходящего момента, чтобы прорости. Мы ждём только повода для того, чтобы какая-то естественная зависть, тот самый первородный грех, который есть в сердце обусловленных живых существ, дал свои всходы и в конце концов свои печальные плоды.

Зависть, она разрушает этот мир. Разрушает всё в этом мире. Зависть – то, что уничтожает нас изнутри. Мы должны очень хорошо понимать, что любовь к Богу останется для нас теорией до тех пор, пока зависть не уйдёт полностью из сердца. «Парамо нирматсаранам сатам». Нирматсарья, или отсутствие зависти, – это состояние чистого сердца, в котором может реально проявиться любовь к Богу. И мне хотелось как бы обратить ваше внимание на то, каким образом эта зависть… в какие одежды эта зависть рядится очень часто в обществе преданных и также в обществе обычных людей.

Потому что очень часто эта зависть в нашем сознании оправдывается наличием неких идеологических разногласий. Если мы совсем честно и откровенно заглянем в своё сердце, то мы поймём, что идеология тут ни при чём. Мы поймём, что просто, вот, ну, просто я завидую, и всё. Но редко кому удаётся глубоко заглянуть в своё сердце, и очень часто, сплошь и рядом практически мы видим, как вражда в обществе преданных и в обществе каких-то других религиозных людей или между сообществами разных религиозных людей принимает идеологический ход.

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами