Путь к духовному пробуждению
Бхакти устраняет противостояние между демократией и автократией
Религия — это определенный свод представлений, верований, соответствующих ритуалов, которые эти верования воплощают. Поэтому религия она может быть оболочкой бхакти, как бы способом реализации бхакти, а может быть просто ниямаграхой, пустышкой, плацебо, то есть просто какой-то формой без сути. Если парампары нет, если не передается смысл религиозного процесса, тогда это просто какая-то оскверненная гуннами деятельность сатвика-бхакти – бхакти, покрытая гуной благости и лишенная этой вот живой энергии божественного присутствия. Вот и все.
То есть религия – либо это бхакти, либо это просто ниямаграха, некая внешняя деятельность, которая скрывает от человека суть. И опасность такой религии заключается в том, что такой человек становится глухим.
Он думает, что он знает. Знаете, как в Индии: «А я уже знаю Кришну! Кришна наш Бог! А вы русские вы вообще Кришне не можете поклоняться. Сначала родитесь в брахманической семье и т.д., потом может быть в следующей жизни будете Кришне поклоняться. Сначала станьте членом нашего религиозного клана. Родитесь здесь в Индии, тогда сможете поклоняться Кришне». Вот это религия.
Цель религии — это очищение. То есть человек, который не религиозный он практически от животного не отличается, потому что у него нет Закона. Над ним нет Закона. Понимаете, любое живое существо, например, животное, оно инстинктивно следует божественному Закону. То есть животное не нарушает законов природы. Человеческое существо единственное в мироздании, которое способно нарушать законы природы. В курсе, да, что человек может поступать хуже, чем животное?
Например, животное вступает в половые отношения с представителем противоположного пола, рождается детеныш, оно заботится, приносит еду, как-то оберегает, защищает, самец по-своему, самка по-своему и т.д. Вы не встретите в животном мире того, что делают люди. Например, встретился, наплодил детей, потом бросил, ушел. Он же свободный, он может нарушать законы природы. Развестись и т.д. Поэтому для человеческого существа существует такое явление как религия. Что такое религия?
Религия — это принятие некоего Закона, которому человек подчиняет свою жизнь. Вот и все. Вы можете следовать Закону двумя способами: либо вы просто следуете Закону, либо у вас есть чувство любви и вы естественным образом следуете Закону, даже если вы не знаете Закона.
Вот бхакти – это когда у человека есть преданность Кришне, и он все делает правильно интуитивно. Но если у человека нет любви к Богу, ему нужно быть просто религиозным, просто подчиняться Закону, который дает данное конкретное религиозное учение. Потому, что религия защищает общество. От чего? От вот этого маргинального человеческого вируса, когда человек поступает против законов природы. Вот что делает религия. В этом ее функция.
Поэтому движение Сознания Кришны иногда рассматривается как секта какая-то и т.д. Почему? Потому что преданные, многие преданные, не все конечно, маргинальны. То есть асоциальное совершенно мировоззрение. Разводятся хуже, чем материалисты зачастую. Не понимают, как строить отношения с людьми, как заниматься благочестивой деятельностью в обществе в Сознании Кришны и т.д. Просто такой знаете клуб любителей Индийской духовности: в колокольчик позвенеть, поплясать, поесть. Люди смотрят на это безобразие… Ну, в смысле не то, что пляшут и безобразие, а то, что не хотим нести ответственность за общество и думают: так это секта. Почему? Потому что любая авторитетная религия ее задача защищать общество от маргинальности, то есть от проявления асоциальности, если говорить обычным языком.
Поэтому если люди видят асоциальное поведение, они это рассматривают как секту. Вы не докажите им ни философией, ни чем вы им не докажете. Люди смотрят очень практично на религию. Защищает ли религия институт семьи? Отлично! Занимается ли благочестивой деятельностью социальной? Значит это авторитетное что-то. Если этого нет – секта! Без вариантов. Почему? Да потому, что Господь так устроил. Институт религии призван защищать социальные устои в этом обществе, то есть защищать общество от вируса человеческой беспринципности, так называемой свободы, которую Запад сейчас распространяет. Демоны занимаются тем, что распространяют представления что человек свободный. Денежку заработал и все, ты теперь свободный, можешь купить все, что хочешь, включая отношения. Эта зараза она в мозгах сейчас сидит у огромного количества людей.
Поэтому у Шрилы Прабхупады в его учении есть две очень сильных точки фокуса: духовный (чистая бхакти-йога) и религиозный. И то и другое важно. Нельзя убирать ни один из этих фокусов. Потому что духовность без религии – это имперсональный нью-эйдж. Знаете, маргинальное что-то, клуб любителей Кришны, никакой традиции. Ходим, в чем хотим, есть желание – делаем, нет желания – не делаем. Никакого закона. Просто чувственное нью-эйджевское творчество, свободный полет. А религия без духовности (без бхакти) – это просто жесткая автократическая иерархия, просто структура, которая подчиняет людей какой-то идее, закону, порядку и т.д. Это лучше, чем первое, но это, как говорится, если выбирать между плохим и еще худшим.
Советский Союз — это типичный пример. Казалось бы, внешне это нерелигиозная структура, а на самом деле чисто религиозная структура. Советский Союз это было религиозное общество. И поэтому люди знали, зачем они живут, что их объединяет и т.д. Закон определенный – кодекс моральный строителей коммунизма. Это система чисто религиозная. И люди были более счастливы. Хотя с внешней точки зрения их зажимали, но внутренне люди были более счастливы. Потому что, когда человеку предоставляют эту свободу, она его развращает и делает несчастным, пустым внутри. То есть человек не понимает для чего ему жить, не понимает, что его объединяет с людьми, которые его окружают.
Поэтому сейчас идет эта схватка, вы все являетесь ее свидетелями, между западной идеологией и исламом. Ислам он пытается выступить против Запада и это принимает иногда крайние экстремистские формы (терроризм и т.д.), но это ни что иное, как проявление во этого цивилизационного конфликта между демократией или маргинальностью и автократией, то есть религиозностью в которой нет этой сути, любви, живого послания, бхакти. И фактически, мы должны понять очень важную вещь в связи с этим, что единственное спасение для человеческой цивилизации (я сейчас не как фанатик говорю, кришнаит) – это послание Шрилы Прабхупады, потому что оно убирает противостояние между демократией и автократией. Оно религиозной форме придает суть (бхакти) и таким образом убирает из религии жестокость и фанатизм. Поэтому мы не просто так эту Конституцию рассматриваем – это послание для всего мира, послание длят нас в первую очередь, чтоб мы могли применить его в своей жизни и помочь другим людям это сделать.
Е. С. Бхактиведанта Садху Свами,
семинар «ИСККОН как надконфессиональное явление», лекция 1