Зрелый плод бхакти, знания, отречения

В действительности, зрелым плодом бхакти, плодом знания и плодом отречения является смирение. Насколько же абсурдна ситуация, в которой мы начинаем гордиться из-за «своих» достижений в практике бхакти! Например, благодаря обретению знания мы считаем себя более «знающими», чем другие или намного «преданней» других… Или часто можно увидеть, как бхакты начинают гордиться своей тапасьей в преданном служении: к примеру, строго соблюдают чатурмасью или нирджал-экадаши, поглядывая свысока на других преданных, которые идут вкушать прасад — «А вы разве не знаете, что я соблюдаю нирджал? Типа я еще никому не рассказал об этом?»

Тапасью вообще-то нужно совершать в одиночестве, без всякой саморекламы. А что касается других преданных — кто знает, может они как раз уже совершили в своих прошлых жизнях все суровые аскезы, и теперь получают от Кришны награду — в форме ежедневного трехразового объедания маха-прасадом по самое горло.

Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что когда вайшнав начинает самоутверждаться в собственном превосходстве, в нем начинает развиваться оскорбительное настроение в отношении Верховного Господа… И я бы добавил, что по отношению к Его преданным — тоже.

Шрипад Аиндра Прабху. Из лекции 17.02.2002, Шри Вриндавана Дхама