В чём смысл идеи служения Богу?

Когда мы поклоняемся просто Кришне не через Нитьянанду, не через Балараму, когда мы поклоняемся Господу Чайтанье, отвергая или отодвигая в сторону Господа Нитьянанду, мы оказываемся в лапах иллюзии, поскольку Господь Кришна является Богом или Всевышним Господом, который принимает поклонение, являясь Наслаждающимся, а Господь Нитьянанда, Его старший брат, является Богом, который предоставляет всё необходимое для служения Господу.

И если взять этих двух личностей, Господь Нитьянанда является первой экспансией. Говорится, что он есть Маха-Санкаршана, т.е. он есть тот, из кого исходят все воплощения Вишну, все воплощения Господа, который поддерживает этот мир. Фактически, Маха-Санкаршана является изначальным слугой мироздания. И вот это понимание Бога, как того, кто поддерживает всех, кто является слугой мироздания, оно является собственно тем пониманием, которое является таким базовым, т.е. опираясь на это понимание, можно понять природу Бога, как Наслаждающегося, как того, кто принимает поклонение.

Т.е. Господь Нитьянанда учит нас тому, как поклоняться Кришне, т.е. Самому Себе, но он в действительности, когда проявляется в Своем высшем образе, как Кришна-Господь, этот образ – это образ, который находится в пределах йога-майи, именно йога-майя, именно Божественная энергия Господа, она делает Его наслаждающимся. В действительности, идеал духовного мира – это не идеал наслаждения, это не идеал господства, да, это не идеал… кто-то наслаждается… Для духовного человека должно быть очевидным, что главная природа Божественности, природа духа — это природа служения. Вайшнавы, согласны с этим?

Ответ из зала: Да!

Бхактиведанта Садху Свами: Природа служения. Это не природа наслаждения. И возникает вопрос – почему же высший образ Господа, образ Кришны – это образ наслаждающегося, если идеал духовности – это идеал служения, идеал любви, да, то Кришна как бы Он — Тот, Кто принимает служение, Тот, Кто наслаждается, Тот, Кто желает любви со стороны своих преданных, Тот Кто принимает эту любовь.

Если мы поклоняемся Кришне напрямую, не через Господа Балараму, не через Господа Нитьянанду, то у нас может возникнуть такая иллюзия, что смысл духовного бытия заключается в наслаждении. Это одна из причин того, почему те, кто, минуя Господа Нитьянанду, минуя духовного учителя, обращается к Господу, оказывается в иллюзии под влиянием майи. И ответ на вопрос – почему же высший образ Господа, это образ Наслаждающегося, Того, Кто принимает любовь, принимает служение других, ответ на этот вопрос очень сокровенен. И гаудиа-вайшнавы знают ответ на этот вопрос и именно это является тайной гаудиа-вайшнавизма. Потому что когда люди видят нашего возлюбленного Господа Кришну, тёмного, тёмноликого Господа, они говорят: «Почему Ваш Бог тёмный, почему Он такой вот…почему Он у Вас наслаждающийся?» Т.е. тёмный означает – принимающий, тот, кто принимает.

Темный обозначает, что вот вы как бы видите Кришну и Кришна как бы Он ждёт от вас, что вы что-то будете делать для Него, вы будете служить Ему. А религиозные люди, они этого не понимают, они думают: «Бог – это свет, Бог – это Тот, Кто даёт, из Которого все исходит, правильно? Бог – это Тот, Кто служит, Тот Кто поддерживает всех. Не тот, кто вот тёмный такой мальчик, такой как бы жаждущий наслаждения, расы, это что же за Бог такой они говорят? Ещё с девочками танцует по ночам, да? Т.е. такой момент, вот. И у преданных, кстати, интересно, у преданных тоже бывают проблемы.

Часто преданные под влиянием вот этих возвышенных разговоров о расе, о наслаждении духовном, они становятся такими людьми, которые думают, что смысл духовной жизни заключается в том, чтобы наслаждаться – о, какой нектар, вообще! Сладкий вот какой вот экстаз! Вот если экстаза нет, то преданные думают, что вот… в общем они разочаровываются.

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами