Путь к духовному пробуждению
Удивительный Кришна
Если Бог, как утверждают писания, непостижим, возможно ли хоть насколько познать Его? Сатсварупа даса Госвами. В «Шри Ишопанишад» говорится, что Кришна одновременно очень далеко и очень близко. Ведические писания подбадривают нас: «Лучший способ познать Кришну и приблизиться к Нему – это слушать о Нем». Открыв любую книгу о Кришне, мы тут же почувствуем, насколько ясное и научное знание там содержится.
Из этих книг мы также поймем, что Кришна по самой Своей природе неподвластен познанию для имеющих пределы существ. Многие религии этого мира склонны вовсе отрицать любую постижимость Кришны (не только на расстоянии), но мы не согласны с этим мнением. Нет спора, Бога невозможно познать до конца, однако с Его именем, славой и образом можно познакомиться, как знакомимся мы с другим человеком, встречаясь с ним лицом к лицу. Тот, кто хочет обрести сознание Бога, должен понимать это.
В «Шримад-Бхагаватам» (10.12.38) есть высказы,вание, которое примиряет эти две точки зрения. В этой главе рассказывается о том, как Кришна убил и даровал освобождение демону Агхасуре, который, приняв облик огромного змея, пытался проглотить Кришну и Его друзей:
«Кришна есть причина всех причин. Все без исключения высшие и промежуточные причины и следствия материального мира сотворены Верховным Господом, изначальным управителем. Лишь по Своей беспричинной милости Кришна предстал перед Нандой Махараджем и Яшодой как их сын. Принимая это во внимание, не следует удивляться проявлениям Его безграничных возможностей. Поистине, Его милость не знает пределов, ведь даже Агхасура, самая греховная тварь, возвысился до положения одного из спутников Господа, обретя сарупья-мукти [облик, как у Господа]. Люди, погрязшие в материи, могут лишь мечтать о таком даре».
КОММЕНТАРИЙ Шрилы Прабхупады:
Кришну называют причиной всех причин. Он – создатель и причины, и следствия, и Он – верховный управитель. Для Него нет ничего невозможного. Поэтому не стоит удивляться, что по Его милости даже такое существо, как Агхасура, достигло освобождения под названием сарупья-мукти. Когда Кришна со Своими спутниками входил в пасть Агхасуры, Он пребывал в игривом настроении, и Его все это порядком забавляло. Соприкоснувшись с игривым настроением, свойственным обитателям духовного мира, Агхасура, по милости Кришны, очистился от всей грязи и достиг сарупья-мукти наряду с вимукти. С точки зрения Кришны здесь не было никакого чуда.
«Здесь не было никакого чуда». Этими словами Шрила Прабхупада хочет сказать нам, что не стоит удивляться или сомневаться, когда мы слышим о могуществе и возможностях Кришны. Кришна убивает демонов. Кришна поднимает холм Говардхан. Кришна женится на 16 108 девушках. Нет здесь никакого чуда, ибо Кришне не нужно прилагать для этого никаких усилий. Кришна есть источник и причины, и следствия, но предстает в облике ребенка. Звучит неправдоподобно? Может быть, но величие Кришны не имеет пределов. Для Него нет ничего невозможного.
Но мы замираем от удивления. Одну из глав своей книги «Кришна, Верховная Личность Бога» Шрила Прабхупада озаглавил Удивительный Кришна. «Удивительный» — это хорошее слово, если употреблять его со смыслом; оно исполнено некой радости и восторженного ожидания.
В священных писаниях рассказывается, как преданные по-разному удивлялись Кришне в зависимости от своих отношений с Ним. Царица Кунти в своих молитвах говорит, что Кришна, будучи Высшей Истиной, тем не менее в образе малыша подчинялся Своей матери Яшоде. Кришну боится само воплощение страха, но Он в страхе убегал от Своей матери, стоило ей погрозить Ему хворостиной. Кунти говорит, что при мыслях о том, как Кришна испуганно убегает, а черная тушь на Его глазах расплывается от Его слез, она приходит в удивление. Как удачлива Яшода, что стала матерью Кришны и повелевает верховным управителем!
Ачарьи, великие духовные наставники прошлого, указывают на еще один аспект непостижимой силы Кришны, которого не найти даже в Его экспансиях и аватарах: все Свои подвиги Он совершает в облике маленького мальчика. Кришна убил Путану, когда ему было всего лишь несколько месяцев отроду. В семь лет Он мизинцем левой руки поднял холм Говардхан. В других воплощениях, когда Ему нужно исполнить грандиозную задачу, Он принимает соответствующие облики. Чтобы убить Хираньякашипу, Он явился в виде исполинского получеловека-полульва. В другой раз, попросив три пяди земли у Бали Махараджа, Он решил забрать у него всю вселенную и для этого вырос до небывалых размеров. Подвиги Кришны не менее грандиозны, но совершает Он их в облике мальчика-пастушка. Это само по себе удивительно.
Личность Кришны исполнена противоречий. Он повелевает всем и вся, но подчиняется Своим преданным. Он непостижим, но позволяет нам постичь Себя. В третьей Песни «Шримад-Бхагаватам» Уддхава, величайший преданный, говорит, что сбит с толку противоречиями: Кришна нерожденный, но кажется, что Он рождается; Кришна бесстрашный, но уезжает из Вриндавана из-за страха перед Камсой. Противоречия смущают ум Уддхавы, и его чувство разлуки с удивительным Кришной также приводит его в недоумение. И, разумеется, атеисты тоже сбиты с толку, поскольку кажущиеся противоречия не позволяют им восторгаться Кришной. Мирская мораль, столь любимая ими, не дает им по достоинству оценить непостижимые достояния Кришны.
Самое чудесное в Кришне
Кришна – удивительный, необыкновенный, непостижимый. Но теперь мы поговорим о Его самой загадочной и непостижимой черте характера: Его способности любить. Да, Он могучий, Он мудрый, Он сильный и прославленный, но Его тяга ко всем живым существам, Его любовь к ним, выражаемая самыми разнообразыми способами, есть самое чудесное в Нем. Но более того – Его особая любовь к Своим преданным затмевает даже это. Вот почему преданные, признавая Кришну господином своей жизни, не в состоянии забыть несравненный вкус Его любви.
Недавно я слушал пленку, где Шрила Прабхупада говорит о страданиях. Какой-то преданный спрашивает Шрилу Прабхупаду: «Как же так, мы – преданные, но подвержены страданиям». Ответ Прабхупады был очень суровым. Он сказал, что мы не вправе спрашивать, почему мы страдаем. И мы не должны думать, что полюбим Кришну больше, если избавимся от страданий. Кришна также не обязан объяснять нам, почему мы страдаем. Преданный безоговорочно принимает Кришну своим господином. Господь Чайтанья, пребывая в настроении преданного, возносил такую молитву: «Разобьешь ли мне сердце или сожмешь грубо в объятиях, Ты все равно мой Бог, жизнь за жизнью». Преданный никогда не сомневается в том, что Кришна желает ему добра.
Я вырос в католической семье. Впрочем, католической она была только по названию. Мы никогда не обсуждали вопросы веры или существования Бога, никогда не делились сомнениями. Позже, в колледже, я стал задаваться вопросами, на которые не находил ответов. Помню, один учитель сказал: «Какой еще Бог, когда на земле столько страданий?». Это классическая головоломка теологов – если Бог всеблагой и всемогущий, то почему мы страдаем, и если мы страдаем, то как можно говорить, что Он любит нас?
Преданного не сбивают с толку эти кажущиеся противоречия. Мы можем не понимать Его промыслов, но это не обескураживает нас. Преданный всегда верит в самое удивительное качество Кришны.
Поэтому не просите у Кришны мирских наслаждений, не договаривайтесь с Кришной ни о чем, кроме любви к Богу. Понимая, что Кришна бесконечно далек от нас, мы также чувствуем Его близость и возможность обратиться к Нему, подобно ребенку, просящего у своего отца исполнить его желания. На высоких ступенях сознания Кришны преданные способны очень четко выражать свои желания, но все их желания направлены на удовлетворение Кришны. Преданные также выражают различные настроения, иногда это покорность, иногда – капризность. Кришна наслаждается и тем, и другим.
Не нужно подражать этим настроениям, а иначе мы начнем просить чего-то, что в конечном счете не пойдет нам на пользу. Кришна, подобно доброму отцу, подарит нам эту «игрушку». Мы начнем жаловаться, что, мол, не хотели этого, но Кришна скажет: «Ты же просил, теперь изволь играться, пока она не сломается». Что может быть печальней, чем обращаться к Кришне с такими просьбами! И что может быть печальней, чем тысячи лет ожиданий, пока у нашей игрушки кармы не кончится батарейка.
Пример гопи
Кришна небывало счастлив, когда видит, что преданный печется лишь о Нем одном. Шрила Прабхупада с замиранием сердца рассказывал, как гопи, юные пастушки, подружки Кришны, никогда ни о чем не просили Кришну. Прабхупада ставил в пример их поведение, говоря, что это и есть подлинная бхакти. Обычно, когда мужчина и женщина знакомятся, они ждут чего-то друг от друга. Женщины, как правило, хотят, чтобы их защищали, и даже царицы Двараки не были исключением из этого. Но гопи ничего не хотели. Они никогда ни о чем не просили. Они отважились убежать в лес темной ночью, рискуя быть отвергнутыми семьей и обществом, в то время, как Кришна не обещал им ни защиты, ни возмещения возможных убытков. Поэтому о них говорят, как о преданных высочайшего уровня; они просто хотели доставить Кришне удовольствие, порадовать удивительного Кришну.
Видя, как Кришна поднял холм Говардхан, взрослые пастухи задумались. Кто такой этот удивительный мальчик? Тогда Нанда Махарадж повторил им слова, сказанные его семейным жрецом, Гаргамуни, когда тот проводил церемонию наречения имени для Кришны. Гаргамуни сказал: «Кришна равен Нарайане, Богу, нарайана-сама». Пастухи понимающе закивали, однако не спешили отбросить свои родительские чувства к Кришне. Напротив, они сказали следующее: «Так будем же всегда жить под защитой нашего удивительного Кришны».
По материалам www.bhaktivedanta.ru