Святое Имя и облик Кришны

Материальное творение начинается с шабды, звука, из которого проявляются все материальные элементы; в них он и остается. Звук есть в эфире, в воздухе, в огне, в воде и в земле. Когда мы не слышим звуковых колебаний, звук создает другие колебания -в виде зрительных образов. Например, согласно индийской музыкальной традиции, у каждой раги и рагини есть свое божество, и его можно вызвать с помощью этой мелодии. Так, известно, что, когда опытный певец исполняет васанта-рагу (весеннюю мелодию), в небе можно увидеть прекрасного, украшенного цветами юношу, бога любви Камадеву. Иначе говоря, звук песни порождает видимый небесный образ.

Для того чтобы понять связь между звуком и зрительным образом, приведем менее эзотерический пример. Каждый человек имеет свои особые, неповторимые отпечатки пальцев, по которым его можно опознать. Точно так же у каждого человека есть и «отпечаток голоса», особый звук его речи, по которому человека также можно опознать. Рассмотрим пример с телефонным звонком. Как только вы слышите в трубке голос своего друга, вы тут же определяете: «А, это он». Его имя поступает в ваш ум, и там немедленно возникает и его образ.

У каждого был подобный опыт, когда звук голоса несет в себе образ или изображение говорящего. В каком-то смысле, звук тождествен образу. Особенно важна связь между звуком и образом в повторении джапы. Подобно тому как материальный звук порождает видимый зрительный образ, трансцендентный звук имени Кришны порождает в сердце преданного видимый образ Кришны.

Повторяя Святое Имя Кришны, преданный в конечном счете видит облик Кришны, потому что звук имени Кришны несет в себе Его трансцендентный облик, а также Его обитель, приближенных и развлечения.