Путь к духовному пробуждению
Я твой старый друг из Движения Сознания Кришны
Дорогой Раярама , я твой старый друг из Движения сознания Кришны, Сатсварупа дас . Прошло уже больше двадцати лет с тех пор, как ты ушел из сознания Кришны, и, наверное, ты уже забыл о нем. И все же позволь мне объяснить, почему я решил написать тебе.
Я по-прежнему следую учению Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Недавно я пытался вспомнить о первых днях моего общения со Свамиджи в 1966 году в Нижнем Ист-Сайде. Вспоминая о Свамиджи, я вспомнил также и о нашей замечательной дружбе и решил поделиться этими воспоминаниями с тобой.
Ты был первым преданным, заговорившим со мной, когда я пришел в магазинчик на Второй авеню, 26, привлеченный объявлением о лекциях по « Бхагавад-гите». Я испытывал стеснение, но ты заговорил со мной, спросив, как меня зовут, и я почувствовал себя более уютно. Ты всегда относился ко мне с теплотой и любовью. И хотя ты стал последователем Свамиджи всего за несколько недель до меня, я смотрел на тебя снизу вверх, и ты отвечал на мои глупые вопросы. Например, после недели посещений лекций по «Бхагавад-гите», я спросил тебя: «Из какого писания Свамиджи будет читать на следующей неделе? Мне хотелось бы послушать «Тибетскую книгу мертвых»». Ты рассмеялся и сказал, Что, по мнению Свами, все духовные учения содержатся в «Бхагавад-гите», и поэтому нет необходимости в обзоре восточных религий.
Ты получил посвящение во время первой проведений Свамиджи в Америке церемонии, летом 1966 года, в день рождения Господа Кришны, Джанмаштами. Я тогда еще не был к этому готов, но узнав, что через две недели будет еще одна инициация, обратился к Свамиджи с просьбой принять меня в ученики. На следу, ющий день ты подошел ко мне и сказал: «Я слышал, что ты решил принять посвящение. Думаю, это замечательно. Я искренне рад».
Моя квартира находилась в полуквартале от магазинчика Свамиджи, и, когда я предложил преданным поселиться у меня, мы стали жить вместе. Я вспоминаю наши философские беседы во время прогулок по улицам Нижнего Ист-Сайда. Однажды мы говорили об искусстве, и ты произнес: «Что такое искусство?» Показав на лоток с овощами и фруктами, ты сказал: «Посмотри, как продавец раскладывает помидоры в ящике. Это и есть искусство. Он мог бы просто свалить их в кучу, но он раскладывает их в определенном порядке, и это является искусством. Меня настолько поразила практичность твоей философии, что я до сих пор помню этот «урок искусства». Я помню даже место, где мы стояли.
В те дни Свамиджи никого не пытался убеждать в необходимости сбрить бороду, поэтому вы с Хаягривой носили бороды. Я вспоминаю, что ты редко надевал индийское дхоти, разве что в храме. Однажды, когда прогуливались вдвоем, я спросил, почему ты избегаешь носить дхоти. Ты улыбнулся и ответил: «Я уверен, что существует духовная планета, на которой носят брюки».
Все это — лишь краткие воспоминания, но более всего меня впечатляло то, что ты был серьезным учеником Свами и быстро перенял сиддханту сознания Кришны. Фактически, после отъезда Свамиджи в Сан-Франциско ты стал единственным постоянным лектором. Никто другой не осмеливался прочитать полноценную лекцию, однако ты делал это с большим искусством. Всем преданным нравилось, как ты повторял аргументы Свамиджи и даже принимал вызовы циников Нижнего Ист-Сайда. Когда кто-то пытался вывести тебя из себя, ты всегда отвечал спокойно. «Похоже, ты вполне доволен своими ответами», — говорил человек. «Не знаю, что вы имеете в виду», — отвечал ты и переходил непосредственно к вопросу. Ты сохранял спокойствие и проповедовал то, чему учил Свамиджи. Мадхусудана Дас даже написал о твоей проповеди Свамиджи в Сан-Франциско. «Я рад слышать, что Раярама проповедует с силой молодого льва». (Свамиджи был львом, а ты — его сыном.)
У Шрилы Прабхупады не было любимчиков, но он определенно видел твои хорошие задатки и потому назначил тебя первым редактором журнала «Назад к Богу». «Назад Богу» был твоим детищем. Даже сегодня издатели журнала используют письма, написанные тебе Прабхупадой, в качестве руководства. Твои отношения с Прабхупадой были подлинными, и мне думается, что эти отношения вечны. Несмотря на возникшие дурные чувства, политику и всё, что привело тебя к разочарованию сознанием Кришны, служение, оказанное тобой преданному Господа, не пропадет даром. Ты сам читал об этом в «Бхагава д-гите»: «Даже небольшое преданное служение никогда не утрачивается и не пропадает даром, и способно оградить человека от величайшей опасности».
Я знаю, что, уходя из сознания Кришны, ты был критически настроен по отношению к своему духовному учителю и к Движению и что твой образ жизни перестал соответствовать принципам сознания Кришны. Когда через десять лет мы попытались взять у тебя интервью для биографии Прабхупады, ты даже отказался говорить. Поэтому я не настолько наивен, чтобы полагать, что мое письмо что-либо изменит; я также не хочу слушать оскорбления в адрес сознания Кришны. И все же я решил вспомнить о тех днях и рассказать тебе о том, как общение с тобой помогло мне в начале моей духовной жизни. Я хочу помнить всё, что ты сделал в те дни для Свамиджи и для Господа Кришны, и надеюсь, что ты тоже сможешь вспомнить об этом с нежностью, хотя бы в свой последний час.
Искренне твой, Сатсварупа дас