Современные маявади говорят просто: «Любовь, сострадание, мир!»

Маявади убивают дух служения Верховному Господу, и тогда человек обречен из-за этого оскорбления. В течение многих жизней он не сможет обрести возможность сознавать Кришну. Это величайшая зловредная деятельность. Хотя они часто представляют себя филантропами. «Манава-сева – это Мадхава-сева», — говорят они. Их так называемая манава-сева – это раздача яда в форме сладких печенюшек. Итак, Шрила Прабхупада говорит: «Маявади – это маяпахритагьяна, их знание отнято маей, они — глупцы». Либо вы называете их глупцами, либо низшими из людей, либо самыми греховными. Как бы вы их ни называли, они и есть такие. Все это их «достоинства». Шри Чайтанья Махапрабху предупреждал: «Если слушать маявади, ваша духовная жизнь закончится». Это очень опасно.

Это из учения Господа Чайтаньи. Господь Чайтанья сразу же сообщил Пракашананде, что в современную эпоху люди, в общем, лишены духовного разума. Когда такие люди оказываются под влиянием имперсональной философии Шанкарачарьи — маявады, то естественная склонность к преданности Верховному Господу натыкается на препятствие. Она как бы останавливается. Это важный момент.

Мы должны предаться Кришне, но если мы слушаем маяваду, то эта идея о предании умирает.

Люди имеют естественную склонность уважать высший источник всего. Но эта естественная склонность пропадает, когда человек принимает прибежище у этих имперсональных толкований Шанкары. Таким образом, Господь Чайтанья Махапрабху советует не изучать «Шарирака-бхашью» Шанкарачарьи, ибо она очень вредна для общей массы людей. В действительности люди в основном не имеют разума разобраться во всей этой словесной мешанине. Люди не могут понять, что говорят Шанкарачарья и его последователи всеми этими сложными фразами.

Современные маявади говорят просто: «Любовь, сострадание, мир!» И у людей не хватает разума, у многих людей нет разума, чтобы понять все это. Они ничего и не говорят. Это звучит как-то приятно и здорово. Но что это означает? Любовь – это не просто какая-то общая идея.

Любовь должна быть сосредоточена на Кришне, тогда она может перенестись на всех остальных. Эта общая идея – просто любите всех – она лишена смысла в этом мире.

Вы можете только воображать, что вы это делаете, но вы не можете действовать на этом уровне. Вы не можете любить всех. Вы говорите: «Любите всех!» В действительности — это просто обман, потому что у вас нет способности это делать. Эта способность есть только у Кришны. Вы не можете любить всех, вы не можете иметь отношений со всеми. Это прерогатива Кришны. Только Он может это делать. Поэтому лучше советовать повторять маха-мантру. В эту эпоху раздоров нет альтернативы самопознанию.

Есть еще другая проблема. Иногда мы думаем, что все, кто повторяет «Харе Кришна» — преданные. Но маявади тоже повторяют «Харе Кришна». Нужно смотреть: какова их философия. Не нужно просто следовать всем, кто повторяет «Харе Кришна». В западном мире киртан стал весьма популярным среди негодяев и глупцов. В действительности – это не киртан, это просто маявади.

Есть знаменитый, так называемый киртания, который говорит: «Когда я пою «Харе Кришна», я не думаю о каком-то пастушке. Кришна – это просто реальность во всех нас». Иными словами – он негодяй. Он думает, что он – Кришна. Он – маявади. По крайней мере, некоторые маявади следуют каким-то принципам нравственности, но эти так называемые киртании на Западе, они просто как рок-звезды. Они привлекают женщин, в этом цель их так называемого киртана. Они негодяи во всех отношениях. Их пение не приносит абсолютно ничего хорошего. Оно лишь сбивает людей с толку, в смысле истинного значения киртана. Потому что они – маявади.

Эта маявада в действительности только усугубляет материализм. Помню впервые, когда я прочел седьмую главу Ади-лилы «Шри Чайтанья Чаритамриты», там Шрила Прабхупада говорит, что в действительности маявади Варанаси и последователи Саранатхи, то есть буддисты, последователи философии пустоты – они сущие материалисты. Я подумал: «Как это так? У них же есть какая-то духовная философия. Они следуют каким-то духовным принципам». И я это по-настоящему осознал, когда я был в Тайланде, традиционной буддистской стране. Ее знают по всему миру также как место великих материальных наслаждений. Не потому что там очень богатые люди, а потому что там — сильный дух материальных наслаждений.

Вам не нужно быть богатым, чтобы материально наслаждаться. Это обман. Вы можете заниматься сексом и пить алкоголь. Для этого вам не нужно много денег. Не обязательно. Люди там очень материалистичны. Но, в то же время, они считают себя буддистами. Я подумал об этом. Какова цель буддизма? Саморазрушение. Не существование. И чтобы достичь этой цели вы должны быть строгим монахом, вы должны следовать всему этому. И ни путь не привлекателен, ни цель. Поэтому большинство людей просто откладывают эту цель: достижение освобождения или как бы они ее ни называли. Они откладывают ее на какую-то жизнь в будущем. А тем временем: «Ну, мы же здесь в этом мире живем, ребята! Давайте наслаждаться им!» И хотя они знают, что есть перевоплощение, они от этого знания еще не становятся духовными.

Как мы видим в «Бхагавад-гите» Кришна критиковал людей, которые думают: «То, что вы делаете в этой жизни, влияет на следующую. Мы будем заниматься благочестивой деятельностью и пойдем на райские планеты. Затем мы снова вернемся и снова совершим благочестивые деяния и снова вернемся на райские планеты».

Совсем не обязательно, что люди обретают духовные склонности, зная о реинкарнации. В Тайланде я спросил у одной женщины: «Вы едите свинину – это очень популярная мясная пища в Тайланде – неужели вы не знаете, что уже в следующей жизни вы станете свиньей?» «Да», — сказала она. «И вас это не беспокоит?» «Нет, тоже здорово. В этой жизни нам здорово и в следующей жизни нам тоже будет здорово».

Итак, их истинный духовный разум полностью покрыт. Они могут думать: «Да, здорово родиться свиньей». Они совершенно лишены разума. Это результат нирвишеша-шуньявады. Шрила Прабхупада написал в 1957 году: «Философия маявады убила духовное разнообразие высшего существа».

Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Почему мы против майявады, часть 1»