Смысл пранама-мантры

Пранама-мантра — это описательный звуковой образ личности, на которую мы медитируем. Сама эта категория мантр не является секретной, как в случае с гаятри-мантрами, которые духовный учитель нашептывает своему ученику на ухо во время посвящения, чтобы никто посторонний не услышал. И в то же время тексты этих молитв представляют собой для ученика нечто сокровенное — олицетворение духовного учителя, образ в сердце, который ученик должен пронести с собой через всю жизнь, медитируя на возвышенную миссию и качества своего гуру. Слово «пранама» переводится как «принесение поклонов», а «мантра» — это «то, что освобождает ум, занимает собой ум».

Ум не может быть пассивным, бездеятельным, он постоянно что-то жует: кто меня обидел, кто что сказал, что я буду делать завтра или послезавтра, что я делал вчера. И от этой жвачки надо спасаться, иначе жевать пережеванное можно всю жизнь, пытаясь извлечь из этого какой-то вкус. Спасение от этого — занять ум чем-то достойным. И пранама-мантра — это то, что спасает ум, занимая его медитацией на духовного учителя и напоминая нам об одном из самых главных ориентиров в жизни садхаки.

Итак, пранама-мантра — это описание духовного учителя, его звуковой образ. Любое служение мы должны выполнять от лица своего духовного учителя, начиная с поклона ему, ставя его лотосные стопы себе на голову. Как правило, духовного учителя нет рядом физически, но пранама-мантра позволяет приносить поклоны его образу в нашем уме. Звук обладает специфической способностью порождать в нашем уме образы, и пранама-мантра нацелена именно на это — проявить в нашем сознании образ духовного учителя.

Из этого следует, что мы должны очень хорошо понимать смысл пранама-мантры, иначе образ не проявится.Пустое зазубривание пранама-мантры и речитатив не будут медитацией, это будет просто ритуал, лишенный подлинной силы, лишенный способности пробуждать подлинное вдохновение в человеке.

Медитация возможна только на что-то конкретное, мы не можем медитировать на нечто абстрактное. Это относится к любому тексту или шлоке — мы должны проникать в их содержание. Образ, который присутствует в них, должен раскрываться перед нами. Наша традиция есть выражение наивысшей осмысленности бытия, и попытка сводить наши действия к формальным ритуалам, по сути, — ни что иное, как самообман. Невозможно стать сознающим Кришну, не задействуя свое сознание, а пытаясь лишь действовать на внешнем плане. Это универсальный принцип.