Шрамы и шишки в духовной жизни

Духовная жизнь – это лезвие бритвы. Только этим острым лезвием можно разрубить Гордиев узел материальных привязанностей и отсечь головы Раваны, — нашего оскверненного ложного «Я». Но этим лезвием легко и порезаться:

уттиштхата джаграта прапйа варан нибодхата
кшурасйа дхара нишита дуратйайа
дургам патхас тат кавайо ваданти

«Проснись и воспользуйся человеческой формой жизни. Мудрые трансценденталисты говорят, что труден духовный путь, — он подобен лезвию острой бритвы» Катха Упанишад, 1.3.14

Вставший на этот путь должен четко осознавать, какой он делает выбор. Но этот выбор стоит того, ибо намного лучше, чем ежедневные пытки на эшафоте Майи, иллюзии.

Во многих храмах южной Индии вход вовнутрь, особенно в сам алтарь (гарбха-гриха), делается низким, чтобы все посетители были вынуждены склонять свою голову, заходя в дом Бога. Гордо поднятый лоб всегда натолкнется на твердую каменную стену и шишки будут неизбежны. Духовная жизнь, в первую очередь, означает кротость и смирение.

Все наши возможные оскорбления и падения в духовной жизни оставляют свои следы – синяки, рубцы и шрамы, которые долго напоминают о нашем несовершенстве и духовной слабости. Мы получаем ценный опыт жизни и учимся, как быть смиренными и зависимыми от Господа и Его преданных.

Если же мы не делаем правильных выводов, и уперто не хотим исправить свое поведение и отношение к вайшнавам, Гуру и Кришне, то эти шрамы превращаются в грязные, загнивающие, глубокие татуировки уголовника, и рассказывают каждому встречному о наших «подвигах» в «зоне» материального мира. За одну жизнь их практически невозможно удалить.

Поэтому есть две рекомендации наших ачарйев:

  1. Вставший на духовный путь преданный должен оставаться предельно осторожным, отбрасывая всякую гордость (сада дамбхам хитва) и стремясь развить в себе смиренное настроение слуги каждого. Нужно попытаться следовать примеру Шрилы Прабхупады, который однажды сказал: «Я боюсь Майу, поэтому никогда не паду Ее жертвой».
  2. Каждый день молиться вайшнавам, Гуру и Кришне о прощении за совершенные оскорбления в умонастроении:

апарадха-сахасрани крийанте ‘хар-нишам майа
дасо‘хам ити мам матва кшамасва мадхусудана

«День и ночь я совершаю тысячи оскорблений. О, Мадхусудана (Кришна)! Пожалуйста, прости меня и отнесись ко мне, как к Свому слуге»

Панчаратра-Прадипа

сарва-вайшнавера пайе мора намаскара
итхе апарадха кичху нахука амара

«Я предлагаю мои почтительные поклоны стопам всех вайшнавов, чтобы они не принимали мои оскорбления в серьез» Чаитанйа-Бхагавата, Мадхйа-лила, 6.177

Такое умонастроение привлекает внимание Самого Господа Чаитанйи и Его спутников. И тогда Он лично позаботиться обо всех наших проблемах и трудностях, как делал это много раз в прошлом, в жизнях многих начинающих преданных.

Кашишвар дас