Шраддха балат-утпадита, что значит навязанная шраддха

Шраддха балат-утпадита, что значит навязанная шраддха, что значит насильственная или навязанная нам вера. как правило человек имеет смесь шастрийа-шраддхи и балат-утпадита-шраддхи или навязанной веры. И это вещь, которую мы все испытывали. Какой-то человек начинает проповедовать и у него есть харизма, или у него есть какая-то убежденность или у него есть фанатизм или еще что-то и он уговаривает другого человека принять бхакти. И другой человек принимает бхакти. И принять бхакти подразумевает, что он отказывается от каких-то вещей – отказался от каких-то удовольствий, от каких-то наслаждений, от своего прежнего образа жизни, от своих прежних ценностей. Эта вера не добровольная, это заемная вера, вера, которая пришла к нам извне.

Шастрийа-шраддха – это свабхавика вера, то есть вера, которая в конце концов приходит изнутри, потому что шастра не есть нечто внешнее по отношению к нам, шастра – это закон, который существует внутри нас и когда мы читаем шастру, мы чувствуем, ощущаем этот закон изнутри и свобода тоже исходит изнутри. Но бывает так, что вера приходит извне и она навязывается нам. И эта навязанная шраддха основана не на свободном, внутреннем понимании того, что нужно заниматься бхакти, а очень часто она основана на законах толпы. Эта шраддха имет социальный характер и люди начинают заниматься бхакти, потому что все вокруг занимаются бхакти, потому что они так или иначе попадают в эту среду, они живут в этой среде, они думают, что “все хорошо у меня, я живу с преданными и я тоже делаю то, чо нужно делать” и начинают действовать эти законы толпы, потому что человек в обществе людей ведет себя по-другому, чем он ведет себя, когда он сам, предоставлен самому себе.

Шраддха, которую мы получили от других, тоже является источником энтузиазма. Беда в том, что причина этого энтузиазма какая? Внешняя. Тогда, как если шраддха является естественным проявлением души, когда я понял это, причина энтузиазма внутренняя, ее никто не сможет уничтожить, устранить. Если я завишу в своем энтузиазме или в своей практике бхакти от внешних обстояельств, от условий, от других людей, от мнения других людей, то тогда мой энтузиазм будет очень сильно зависет от внешних обстоятельств тоже. Поэтому есть категория преданных, они называются уттсава-вайшнавами, которые переходят с одного фестиваля на другой, потому что вся их шраддха проявляется только на фестивалях. Когда фестиваль – „Харибол!”, а когда фестиваля нет, никакой шраддхи нет, никакой практики нет, никакого желания повторять мантру нет.

Вишванатха Чакраварти Тхакур