Самоудовлетворенный и самодостаточный

Верховный Господь, в полной мере обладает безграничным знанием, несметным богатством, беспредельным могуществом, славой, красотой и самоотречением. Самоудовлетворенный и самодостаточный, Он остаётся безучастным к греховной и благочестивой деятельности живых существ. Кришна не отвечает за греховные и праведные поступки живых существ. Воплощённые в теле существа пребывают во власти иллюзии, потому что их истинное знание скрыто невежеством. Не Господь помещает их в те или иные условия — они сами хотят оказаться в определенном положении, и с этого начинается цепь действий и их последствий. Живое существо исполнено знания, но из-за своей ограниченности склонно попадать под власть невежества.

Господь — вибху, всеведущий, а живое существо — ану, бесконечно малое. Живое существо обладает свободой воли и способностью желать. Но исполнить его желания может только Господь. Господь позволяет живому существу выполнить желания, но Сам не несёт ответственности за действия и их последствия. Господь в образе Параматмы всегда находится рядом с индивидуальной душой и знает обо всех её желаниях, подобно тому как, находясь рядом с цветком, можно ощутить его аромат. Желание является тонкой формой обусловленности живого существа, и Господь исполняет его желания в той степени, в какой оно того заслуживает: человек предполагает, а Бог располагает. Живое существо не способно само осуществить свои желания.

Но Господь может исполнить их все, и, будучи беспристрастным, не мешает ничтожно малым живым существам выражать любые свои желания. Но, когда душа хочет обрести сознание Кришны, то Кришна проявляет особую заботу и направляет желания так, чтобы душа могла постичь Господа и обрести вечное счастье. «Господь позволяет живым существам совершать благие дела, чтобы они могли возвыситься, и Он же позволяет им грешить, чтобы они могли оказаться в аду» (Каушитаки-упанишад, 3.8). Также говорится: «Счастье и горе живого существа полностью зависят от Верховного Господа. Как облако, несомое ветром, по воле Всевышнего душа может попасть в рай или в ад». Живое существо само является причиной собственного невежества. В «Веданта-сутре» (2.1.34) сказано: «Господь ни к кому не испытывает ни любви, ни ненависти, хотя кажется, что это не так».