Путь к духовному пробуждению
Шрила Прабхупада: ”ИСККОН – это там, где воспевают Святое Имя. Вот где ИСККОН”
Это была такая чудесная неделя садху-санги! Я покидаю своих братьев и сестёр, племянников и племянниц в Боге — всех тех, кто стал для меня семьёй. Я не готовилась к речи сегодня, но для меня это честь присоединиться к своим сёстрам, выразив своё мнение как женщины в ИСККОН.
Как орган Джи-Би-Си вы отвечаете за создание наследия Прабхупады, которое находится под угрозой в это трудное и бурное время. Тема нашего обсуждения сегодня – отношения Шрилы Прабхупады с его учениками. С тех пор как ушёл Прабхупада, эта область наследия была забыта на протяжении многих лет. Возможно, моё личное служение и взаимодействие с ним, а также его более поздние указания прольют некоторый свет на эту область.
Я познакомилась со Шрилой Прабхупадой в 1966-м году. На тот момент я была сильной и независимой девушкой. В 1967-м я получила инициацию. Если бы Прабхупада требовал от женщин соответствовать ортодоксальным (традиционным) ролям, как условие для преданности, я и многие из моих сестёр в Боге, скорее всего, не вступили бы в ИСККОН. То, что он не требовал этого, служит признаком его духовного видения. Он с любовью вдохновлял нас и занимал в служении санкиртаны, показывая себя как пандита сама-даршинаха (равный со всеми).
Шрила Прабхупада умело занимал нас, как женщин, так и мужчин, в проповеднической миссии, в соответствии с нашими склонностями. В течение многих лет, в разных странах и разных условиях, я имела большое счастье лично служить ему. Он обучал меня, побуждая принимать на себя всё больше ответственности, регулярно просил проводить киртаны, вести классы, организовывать программы, управлять департаментами, обеспечивать комфортом преданных, встречаться с лидерами и активно распространять сознание Кришны. В ИСККОН Индии, где не допускалась ни одна женщина, он посылал меня в разные храмы учиться готовить пищу для божеств и поклоняться им. Также он постоянно просил меня обучать этому других.
У меня ушло бы намного больше времени, чем отведено здесь, чтобы кратко проиллюстрировать манеру поведения и настроение Прапхупады в проведении многочисленных бесед. Правда есть одна такая беседа, которую я называю эпизодом Чанакьи Пандита. Я присутствовала четыре раза, когда Шрила Прабхупада повторял афоризм мудреца Чанакьи “Никогда не верь политику или женщине”. Каждый раз Прабхупада смотрел на мою реакцию. В последний раз, в Бомбее 1973-го, он со смехом произнёс это изречение перед небольшой группой мужчин. А потом сказал: “А что ты думаешь по этому поводу, Ямуна?” Я быстро ответила: “Конечно, это правда, Шрила Прабхупада”. После чего, тот ответил, серьёзно посмотрев на меня: “Но ты же не женщина, ты вайшнав”.
Был ещё ряд других бесед по поводу ведения киртана. Шрила Прабхупада часто просил меня начинать первый киртан перед началом программы. Среди зрителей могло быть как двадцать, так и десять тысяч человек. Были случаи, когда мне было неловко петь. В Джайпуре, например, я отказалась вести киртан. Прабхупада подозвал меня к себе и сказал: “Иди веди киртан”. Я ответила: “Я не могу. У меня болит горло”. На это он сказал: “Нет, иди веди киртан”. Ну, я и пошла вести киртан, квакая, как лягушка.
В конце 1974-го, спустя некоторое время, как я отошла от семейного ашрама, Шрила Прабхупада сказал: ”Хорошо, что ты ушла от мужа”, и предложил мне стать “саньясини”. Хотя я не была под защитой отца, мужа или сына, Прабхупада на всех своих даршанах и в письменных распоряжениях давал мне вдохновение, которое имело освобождающий эффект, и удивлял меня неожиданными ответами на мои вопросы.
Мы обосновались в Орегоне со своей сестрой в боге Динатарини. Шрила Прабхупада провозгласил нас “независимыми” oт определённого брата в Боге, но в то же время и упрекнул нас, когда мы решили уехать оттуда. “Вы, жители Запада, такие неугомонные. Почему вы не можете оставаться в одном месте? Будьте, где вы есть”, — сделал он нам такой выговор. А мы ему в ответ: “Но Шрила Прабхупада, ведь говорят, что если мы не в ИСККОН, то мы не получим ваши благословения и не сможем прогрессировать”. На что Прабхупада ответил: “ИСККОН – это там, где воспевают Святое Имя. Вот где ИСККОН”. А мы ему опять: “Говорят, что здесь нет никакого сообщества и мы находимся в майе”. Он ответил: “Общество может состоять из двух или двухсот человек. Если вас двое и вы ладите, вы можете достичь совершенства в сознании Кришны. Если вас двести и вы не ладите между собой (вы не совместимы, не подходите друг другу), тогда никто не сможет развиваться”.
В заключение всего сказанного, Шрила Прабхупада учил меня быть вовлечённой в его движение. А сейчас я очень обеспокоена. Сейчас настало самое время возродить и перенять настроение Шрилы Прабхупады в его отношениях с учениками. Если мы этого не сделаем, то его величие останется забытым для будущих поколений.
Я обращаюсь к Джи-Би-Си, которое наряду с похвальными проектами, которыми вы руководите и разрабатываете – в особенности величественный храм в Шри Майяпуре – принять во внимание, что поведение преданных ИСККОН, участвующих в этих проектах, также должно быть достойным похвалы. Любое другое поведение не сделает проекты достойными имени Прабхупады. Эта серьёзная ответственность возлагается на вас сейчас. Другими словами, давайте будем вселять здоровые духовные отношения в каждого, кто соприкасается с движением Шрилы Прабхупады, который всегда имел настроение доброты, защиты и вдохновения в отношениях со своими последователями.
Чем ближе мы подходим к каждому отдельному случаю, почитая и восхваляя взаимоотношения Прабхупады с его учениками, тем ближе мы подходим к его чувству полноты в сознании Кришны, к его радости и трансцендентной привлекательности его личности.
Наше служение – это создать такое окружение и атмосферу в среде преданных, где мужчины, женщины и дети смогут процветать в сознании Кришны служа в соответствии со своими желаниями и склонностями. Наша задача – это наделить человека силой, а не сдерживать желание служить другим.
В завершение, давайте поможем женщинам на пути духовного развития. Без должного воспитания женщин, у нас как у общества нет будущего. Женщины в сознании Кришны являются замысловатой и неотъемлемой частью наследия Шрилы Прабхупады. Давайте не оставлять пример Прабхупады позади себя в нашем усилии двигаться вперёд. Пусть он будет божественным маяком, ведущим всех нас к лотосным стопам Шри Шри Гаура-Нитай и Шри Шри Радха-Кришне.
Ямуна деви даси