Принцип санги — это Гуру. Гуру означает тяжелый…

Принцип санги — это Гуру. Гуру означает тяжелый. Если вы обзавелись сангой — легко не будет.Это надо знать с самого начала. Потому что сейчас есть тенденция, мода какая-то, навязанная психологическими перекосами, что знание — это знание, как избавиться от кармы, как сделать, чтобы все было хорошо, гармонично… Но это не является целью санги.

Если вы думаете, что приняв ответственность за сангу вы станете счастливы в плане чувственного удовлетворения, вас ждет фиаско, потому что хорошо не будет и по вашему не будет, но будет интересно, познавательно, будет счастье, потому что счастье- это состояние ученичества, а вы будете учиться каким- то вещам и иногда будет нектарно и этот нектар вы ни на что не захотите променять, но это не будет постоянно. Нектар будет, когда вы будете чувствовать близость, но чаще вам будет приходить на ум мысль: «Боже мой, что я тут с ними делаю?»

Нектар — это награда за преданное служение от Кришны, от Шримати Радхарани, который будет показывать — да, ты двигаешься в правильном направлении, в духовный мир. Но когда я слышу от кого-то:

— Ой, у нас такие нектарные отношения в нашей группе, в нашей нама-хатте, такие все преданные нектарные… — я думаю: «Да, ребята, вы попали, Майа это просто так не оставит». Это то, что называется сахаджия.

Сахаджия — это упрощенное, сентиментальное восприятие духовной реалии и, когда люди становятся сахаджии они «все такие на нектаре», такие все сладкие. И вот эта сахаджийская тема прямо вбита в некоторых вайшнавов, поэтому, когда идет речь о каких- то практических вещах — взять и что-то сделать, пойти решить какой- то практический вопрос, вообще, когда затрагиваются вопросы, касаемые чувственной сферы: деньги, дети — сразу возникают взаимные обвинения:

— А я-то думал у нас будет нектар, а тут оказывается работа, конфликты… Ужас!

Как-будто конфликт — это что-то особенное, в то время, как конфликт — это естественно. Но если уж вы взаимодействуете, то вы должны объективно конфликтовать. Если вы не конфликтуете вы либо сумасшедшие, либо у вас временный штиль, потому что даже в духовном мире есть конфликты. Гопи не переносят друг друга: левое крыло, правое крыло… — но это происходит не так как у нас, совершенно по другому, потому что есть духовная позиция. Поэтому преданные в материальном мире тоже должны научиться нектарно конфликтовать, вот это будет настоящая реализация. Поругаться, потом обняться и почувствовать Кришну — вот это вайшнавизм!

Если люди не упрямствуют, не замыкаются, они открыты друг другу, принимают друг друга, есть понимание, что это член моей семьи, член моей санги — вот тогда Кришна дает анартха-ниврити, которую без милости Кришны никто не может преодолеть. Как говорится: «Не врите, что у вас проблема с анартха-ниврити». У нас есть проблема с идеализмом, у нас ложные понимание философии — вот тут есть проблема. А с анартха-ниврити у нас проблем нет — если вы в санге, то у вас идет процесс анартха-ниврити. Чем выше уровень преданных, тем выше уровень конфликтов, какие-то глубокие вещи прорабатываются, при этом уровень уважение тоже вырастает.

Начинающие неофиты ссорятся из-за ерунды, конфликтуют из-за сущих пустяков, а люди продвинутые конфликтуют по серьезным основаниям, вот и вся разница. Конфликт есть всегда. Как только начинает пахнуть жареным, я тут же должен вспомнить этот принцип: «Я никуда не убегаю от конфликта, не скрываюсь, не закрываюсь, не впадаю в амбицию. Я понимаю — мой Гуру проливает сейчас на меня милость, он дает мне важные уроки, знаки»…

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами