Преданный должен ежедневно наблюдать свой прогресс

Вопрос: В «Чайтанья-шикшамрите» Бхактивинода Тхакур пишет, что преданный должен ежедневно наблюдать свой прогресс, если этого не происходит, то преданный развивается неправильно. Наступает ли в жизни вайшнава такой момент, когда он понимает, что достиг совершенства?

Ответ Е. С. Бхакти Викаши Свами: Когда Прабхупада сказал, что, поскольку он постоянно молится Кришне, чтобы никогда не упасть в майю, он никогда не падет в майю. В одном из своих писем Прабхупада писал, что он никогда в своей жизни не переставал думать о Кришне. Обычно преданный пребывает в таком настроении, что он ищет Кришну. Шесть Госвами Вриндавана постоянно искали Радху и Кришну, они восклицали: «Где Вы, Радха, Кришна, Лалита?» У них было такое умонастроение, что они только пытались достичь Кришны, хотя по их поведению было видно, что они обладали совершенным сознанием Кришны. Они искали Радху и Кришну, иногда Радха и Кришна приходили к ним, но они Их не узнавали. Когда Рагхунатха дас Госвами на берегу Радха-кунды повторял святое имя, Радхарани стояла и держала над ним сари, защищая его от палящих лучей солнца. Красивая девочка приходит к Рупе Госвами и приносит ему свежие продукты для того, чтобы он приготовил пир, а он не узнает в этой девочке Радхарани. Санатана Госвами в обоих этих случаях отчитывает Рагхунатху даса Госвами и Рупу Госвами, он говорил: «Вы принимаете служение от Шримати Радхарани, мы пришли сюда, чтобы служить Ей, а вы принимаете служение от Нее».

Например, большую часть времени Господь Чайтанья отождествлял Себя с преданным Кришны, но иногда наступали моменты, когда Он говорил, что Он Сам Кришна. И это неотъемлемая характеристика чистого преданного, он считает себя падшим и никчемным. Но иногда он может намекать или даже открыто говорить о своих прямых взаимоотношениях с Кришной. Мадхвачарья например в некоторых своих книгах так заканчивает свои комментарии: «Это написал Нандатиртха, который очень дорог Господу Хари». Не наступает такого момента, когда преданный понимает, что он достиг совершенства, потому что совершенству нет предела. Но с другой стороны, можно спросить, а как же тогда достичь совершенства?

По милости гуру преданный может увидеть, что он достиг совершенства. По милости духовного учителя человек пересекает океан материального существования и достигает Кришну. Сами вы можете считать, что вы бесполезный и ни на что негодный, но нельзя считать, что по милости гуру вы не сможете достичь этого. Преданный может признать, что его прогресс на лицо, но все это по милости гуру.

Иногда преданные произносят какие-то слова, прославляя мое так называемое преданное служение, на эти слова я отвечаю, что вся слава Шриле Прабхупаде, поскольку, если есть во мне что-то хорошее, то это лишь по милости Прабхупады.

Преданный не говорит, что он великий, что он осознавшая себя душа, но иногда он может признавать, что в действительности он очистился и возвысился по милости гуру и Кришны. В любом положении он сохраняет смиренное настроение. Вы не слышали, как Шрила Прабхупада говорил, что все мы обусловленные души, все мы в майе? Прабхупада говорил, что все мы обусловленные души и сильно страдаем. Он говорил «мы», как будто он был одним из нас. Он мог сказать «вы», но говорил «мы».

Из книги «Наставления духовного учителя», том 2
Набережные Челны, вопросы-ответы, 26.05.07