Пожертвованные средства не по назначению

Вопрос: Тщетны ли старания человека, желавшего сделать что-либо для Господа, но усилия которого, не по его вине (если вообщетак можно сказать), пошли не по назначению? Когда один человек искренне жертвует для служения Господу и его преданным деньги, время и усилия, а другой человек, у которого есть возможность распоряжаться всем этим, использует всё это в корыстных целях, что теряет и что обретает один и другой?

Ответ Е. С.  Бхакти Вигьяны Госвами: Что касается человека, растратившего пожертвованные средства не по назначению, а в корыстных целях, то тут все ясно. В конце концов, такой человек утратит веру. Он украл у Бога и, пытаясь избежать страх а наказания, найдет какой-нибудь предлог, чтобы объявить Бога несуществующим. Разумеется, если он не раскается и не попытается как-то искупить свою вину. Так что, намереваясь воспользоваться чьими-то пожертвованными средствами для себя, мы должны отчетливо понимать, что это та цена, за которую мы хотим продать свою веру. Имея это ввиду, нужно сначала подумать, так ли дешево стоит наша вера?

Что же касается человека, который их пожертвовал, то тут, разумеется, все сложнее. С одной стороны, он получит какое-то благо в любом случае, потому что сам по себе жертвенный акт очищает наше сердце. Но в то же время, если бы человек вовсе не нес ответственности за то, как используются пожертвованные им средства, то Шри Кришна не говорил бы в Гите о благотворительности в гуне невежества.

Наши деньги послужили источником соблазна для другого человека, и какую-то долю ответственности мы за это несем. Нужно быть достаточно разумным для того, чтобы не отдавать деньги в ненадежные руки, в руки корыстного человека, потому что нам же придется как-то за это расплачиваться. Даже мирским законодательством предусмотрена возможность потребовать пожертвование назад, если у жертвователя есть доказательства того, что его средства были использованы не по назначению.

Это право, переведенное на язык обязанностей, суть обязанность жертвователя позаботиться о том, чтобы его средства были потрачены на те цели, ради которых их жертвуют. Иначе говоря, сам акт пожертвования принадлежит к гуне благости и потому принесет хорошие плоды — поможет нам обрести духовное знание. Но так, как к нему примешивалось влияние низших гун, то и результат его будет смешанным.