Вот как мы обучаем наших детей сознанию Кришны

Имей в виду, что мы обучаем детей бхакти, приобщая их к [духовной] практике и ослабляя их стремление к играм. Если дети просто делают все то, что делают старшие, то есть, регулярно посещают мангала-арати, рано встают, повторяют мантру, едят прасад, смотрят в книги, поклоняются Божествам и т.д., они естественным образом научаются должным вещам, тогда необходимости в специальном обучении уже нет. Дети всегда делают то, что видят, поэтому если, благодаря доброму общению с родителями и другими старшими, они утвердятся в сознании Кришны, и если они не будут испорчены навязыванием искусственного уровня потребления, они будут думать, что аскетическая жизнь — это очень весело. В Индии можно видеть, как юных брахмачари посылают просить подаяние для духовного учителя, чтобы научить их смирению и непривязанности. Они проводят целый день на жаре, а вечером возвращаются, съедают пригоршню риса и спят без одеяла на голом полу — и им очень даже нравится такая жизнь.

Вот как мы обучаем наших детей сознанию Кришны — организуем их жизнь так, чтобы они участвовали в нашей регулярной программе и общались с преданными Кришны, даем им духовную реализацию, прививая мысль, что жертвы и тапасья ради достижения высшей цели — это и есть самый замечательный образ жизни. Мы не даем им много играть и не обучаем их играм. Все эти так называемые научные методы обучения искусственны, в них нет необходимости, и в общем я не очень верю в эту систему Монтессори или любую другую систему обучения. А вот идея поставить алтари, чтобы учить детей поклонению Божествам хороша.

Фрагмент письма Шрилы Прабхупады к Сатьябхаме, 28 февраля 1972 г.