Поиск своего места в ИСККОН

В первые годы существования Движения Шрилы Прабхупады найти свое место в обществе было легко. На самом деле это была одна из особенностей, сделавших ИСККОН таким привлекательным. Движение бурно росло, и молодые люди, да и вообще любые люди, могли легко найти себе место и сделать свой вклад, возможностей была масса. Место и возможность содействовать общим усилиям давали преданным такую великую радость, что счастье светилось на их лицах в киртане, на харинаме и в их служении.

Однако в последующие годы социальная структура Движения изменилась. Преданные женились, заводили семьи и больше не имели возможности жить в храмах, и им приходилось переселяться во внешний мир. Чтобы оплачивать свою жизнь, большинству, хотя и не всем, пришлось найти себе работу за пределами Движения. Чаще всего это вело к тому, что они поселялись далеко от храма, что означало меньше общения и меньше служения. Результат был вполне предсказуем – неспособные поддерживать свою активную вовлеченность в Движение, эти преданные утрачивали свое место. Они становились прихожанами: посещали воскресные программы, присутствовали на киртане и почитали прасад, но этого недостаточно, чтобы иметь свое место и ощущать сопричастность миссии, недостаточно, чтобы чувствовать себя частью какой-то общности. Эта тенденция продолжалась в течение 80х годов, и ИСККОН стал таким же, как любая другая церковь — большинство преданных участвует в жизни Движения как прихожане. При этом ИСККОН постепенно перестал быть контркультурой и превратился в мэйнстрим, в котором жизнь разделена на отсеки: работа – в этом отсеке, социальная жизнь – здесь, семейная жизнь – там, а духовная жизнь – где-то там далеко…

Подавляющее большинство сегодняшних преданных никогда не жили в храме, у них никогда не было возможности быть полностью вовлеченными в храмовое служение, харинаму и распространение книг. Это означает, что многим из них не выпала удача почувствовать на опыте, что значит найти свое место исключительно в сознании Кришны.

Мой опыт — а я был и снаружи, как прихожанин, и внутри — говорит о том, что духовный прогресс происходит намного легче и жизнь ощущается намного счастливее внутри. Мы также наблюдаем, что самые устойчивые и самые сильные в преданном служении – это те преданные, которые заняты только преданным служением, которое обеспечивает их содержание и дает им место во всех отношениях: это санньяси, лидеры, президенты храмов, пуджари, повара, переводчики, издатели и распространители книг, брахмачари и т.д. И даже среди них лишь некоторые удачливы настолько, чтобы иметь место в Движении на протяжение всей своей жизни. К сожалению, круг занятий в храмовой деятельности ограничен, и многие вынуждены искать свое место в доминирующей культуре. Для них сознание Кришны становится одним из многих аспектов жизни и, возможно, не самым важным.

ДАТЬ МЕСТО ВСЕМ. В свои последние дни Шрила Прабхупада говорил Куладри об этом.

Куладри-дас: «Я был президентом храма в Новом Вриндаване в течение многих лет, а Прабхупада хотел, чтобы в Северной Америке было место паломничества и сельская община. Поэтому для нас он никогда не акцентировал распространение книг. Он объяснял мне, особенно под конец, когда я был с ним в Бомбее и во Вриндаване прямо перед тем, как уйти, что вторая часть его движения должна резко отличаться от первой. Та чрезвычайная тактика, которую он использовал — распространять книги, давать молодым людям санньясу и открывать как можно больше храмов — должна прекратиться. Он хотел, чтобы в таких местах, как Новый Вриндаван, устанавливалась культура сознания Кришны — с колледжами, стилем жизни грихастх и всем остальным, долженствующим показать на практике философию, которую он так тщательно описал в своих книгах. Поэтому под самый конец он говорил мне, что для второй части очень важны сельские общины, и подход к проповеди должен сильно отличаться от того, который был, когда его движение только начиналось в Западном мире».

Я понимаю это утверждение так, что Шрила Прабхупада готовил нас к тому, чтобы возглавить огромное общественное движение, основанное на его учении, чтобы дать место миллионам людей, которых современное общество выбрасывает, словно мусор. Именно здесь, насколько я понимаю, сыграет существенную роль культура варнашрамы. Если неудачливые люди этого мира должны быть спасены, то не может быть, чтобы им просто нужно было помочь снова найти себе место в той же самой культуре, которая вышвырнула их на обочину. Нужно что-то другое, что даст им надежду вести осмысленную жизнь, и место для развития. Это отличие – жизнь в самодостаточной деревне, где каждый человек имеет подходящее место для жизни, подходящее занятие и подходящие взаимоотношения.

Шрила Прабхупада много раз говорил, давал наставление, что все домохозяева должны жить в деревне. Почему? Потому что деревня может обеспечить каждого соответствующим местом, чтобы жить в контексте сознания Кришны.

Это, в свою очередь, объясняется тем, что сельское хозяйство может предоставить экономическую альтернативу работе в городе, притом в условиях, благоприятных для сознания Кришны; оно освобождает преданных от необходимости общаться с непреданными, и помогает освободиться от раджаса и тамо-гуны, утвердиться в благости, а это важный шаг в достижении шуддха-саттвы, трансцендентного уровня бытия. Кроме того, деревня — это многообразие видов деятельности, и там намного легче найти работу согласно гуне и карме человека. Наставления Шрилы Прабхупады были проигнорированы, однако преимущества жизни в деревне остались теми же. Не задуматься ли преданным, которые в городе изо всех сил борются и за достаточное количество денег, и за свою духовную жизнь, о том, чтобы найти себе место в деревне?

Дханешвара дас: Поиск своего места — в современном мире, и в ИСККОН.
Место — в культуре варнашрамы.