Путь к духовному пробуждению
Критика преданных
«Сложив Свои ладони золотистого цвета, Господь Чайтанйа провозгласил всему миру: «Прекратите осуждать других и просто повторяйте Харе Кришна мантру. Я лично приду и спасу каждого, кто не осуждает других и хотя бы раз произнес Святое имя». «Чайтанйа-бхагавата»
В жизни каждого из нас случаются моменты, когда что-то нас не устраивает в окружающих людях, чем-то мы недовольны. В таких ситуациях каждый реагирует по-своему. Кому-то хочется сразу же высказать все, что он думает по данному поводу, невзирая на последствия. Кто-то, наоборот, предпочитает промолчать даже там, где необходимо вмешаться… Как же поступать правильно? Когда и как мы должны говорить людям об их недостатках, а когда этого необходимо избегать?Где грань между конструктивной и деструктивной критикой? Попробуем разобраться.
Почему мы склонны критиковать других, в том числе и преданных? И как этого можно избежать?
Когда человек ищет в других недостатки, а затем озвучивает их либо «за спиной», либо непосредственно тому, кого он критикует, — это называется критикой.
Как избавиться от этого?.. Не так давно Абхинанда прабху рассказывал о четырех принципах развития благоприятных отношений в обществе преданных. Для этого вместо склонности искать недостатки в людях нужно развить прямо противоположное желание — стараться замечать их достоинства. В том, чтобы в Кали-югу видеть в окружающих недостатки, ничего удивительного нет — человек полон недостатков. Это все равно, что спрашивать рыбу: «Где вода?». Но иметь духовное видение означает искать совершенства в других.
Итак, первый принцип: видеть достоинства в преданных.
Второй: по возможности, говорить о реальных позитивных качествах другого человека.
Третий: делиться чувством, которое возникает, когда вы видите в другом человеке достоинства и хорошие качества. И четвертое: указывать на то, что эти качества могут принести в будущем.
Например, на фестивале матаджи-лектор поделилась своими впечатлениями: «Я вижу, что люди на лекциях внимательно слушают и записывают то, что я говорю. Это пробудило во мне чувство благодарности и вдохновение. Я увидела большую перспективу развития этих преданных». Обычно обусловленная душа склонна отмечать для себя именно недостатки: «У этого человека тилака криво поставлена. Это ужасно! Я немедленно должен ему сказать об этом. И в будущем, если такое повторится, я не хочу иметь с ним ничего общего…».
Необходимо замечать хорошие качества и, если это нас вдохновляет, и мы видим хорошие перспективы, говорить об этом, делиться своими позитивными чувствами.
Правильно ли это, замечать недостатки в других? Бывают ли такие ситуации, когда критика помогает духовному прогрессу?
Есть разница между «не искать недостатки в других» и «не видеть недостатков». Не видеть недостатков — это уровень маха-бхагават, уттамадхи-кари, для которых Кришна проявлен повсюду. «Все заняты преданным служением, думают они, — один я ничего не делаю». Проповедник не старается «не видеть недостатки», он просто их не ищет. Вместо этого он пытается рассмотреть другие стороны личности.
Проповедник должен видеть недостатки, несовершенства людей — иначе он не сможет проповедовать им, если будет видеть все совершенным. Например, ачарйи критиковали тех, кто проповедует сахад-жийу, а также определенные анартхи, которые мешали их ученикам прогрессировать. Ачарйи делали это с целью проповеди, чтобы уберечь людей от глупостей.
Есть также другие варианты: когда сам человек обращается за такой помощью к садху.
То есть, преданный должен сам чувствовать, когда ему нужна подсказка или конструктивная критика старших преданных, и сам должен обращаться за помощью?
Предполагается, что ученик принимает все, что говорит ему духовный учитель.
Если духовный учитель указывает на его недостатки, ученик не должен думать, что учитель ищет в нем несовершенства. Он понимает, что учитель хочет помочь. Когда человеку, который находится в настроении ученика, скажут о его недостатках, он будет видеть в этом милость преданных.
В соответствии с шастрами, человек должен научиться анализировать критику и использовать ее соответствующим образом. То есть, если критика звучит из уст человека, который никак не заботится о вашей духовной жизни, это означает, что он хочет возвыситься в глазах других на фоне ваших недостатков. В таком случае, это только разрушает отношения, и в этом нет ничего позитивного.
Когда человек хочет помочь и действует в духе служения, обычно он не критикует саму личность и не проецирует на нее недостатки, а говорит о наличии проблемы.
Если человек пытается помочь, то опирается на принципы. Старший преданный говорит о ком-то с целью предостережения от неблагоприятных тенденций и ситуаций. Когда звучит критика от близкого человека, который меня знает и заботится обо мне, в таком случае ее легко принять и, проанализировав, понять, что я могу в себе исправить.
При этом невозможно назначить человеку кого-то старшим преданным. Только когда я сам принимаю чей-то духовный авторитет, я смогу принять от него наставления.
Нужно говорить о проблеме, а не переходить на личности, тогда нет обиды, а есть правильное восприятие поправления?
Конечно. Хорошо, когда обсуждение принципов идет на личностном уровне, когда человек не отождествляет себя со спасителем, а собеседника -с падшим. Тогда он говорит с позиции слуги, и это его долг — сказать о проблеме.
Он не направляет критику на личность, чтобы унизить человека и показать, что тот падший и негодяй. А наоборот, акцентирует внимание на позитивные качества личности и подсказывает, что и каким образом можно улучшить.
Если у человека есть настроение ученика, то ему хватит разума сделать правильный вывод. Тогда отношения не страдают, но появляется информация для духовного развития.
По личному опыту я заметил, что прогресс в духовной жизни — зачастую заслуга отнюдь не каких-то радостных событий… Многие интересуются нектаром личных взаимоотношений с духовным учителем, сладостными моментами. Я много думал и понял, что эти моменты не так помогли в моей духовной жизни, как критика моих анартх. Благодаря сладостным моментам, развивается доверие и хорошие отношения с Гуру. Но реальный прогресс происходит, когда Гуру не оставляет без внимания ни одной ошибки ученика и реагирует «по полной программе».
С другой стороны, садху должен терпеть невежество других. Человек не должен думать о себе как о джагат-гуру и давать наставления всем и каждому. Естественно, можно видеть множество недостатков в других, но не обязательно тут же указывать на них. Кришна говорит в «Бхагават-гите»: «Мудрые не беспокоят невежественных людей».
Бывают ли случаи, когда необходимо указать на недостатки других?
Когда садху указывает на какие-то недостатки, это даже нельзя назвать критикой. Это не критика, когда человек называет вора вором. Например, человек едет в троллейбусе и видит, как вор лезет к кому-то в карман, и он скажет: «Смотрите, это вор! Будьте осторожны!» Можно сказать, что он критикует, ищет недостатки в других, но это иллюзия. Он предостерегает других от опасности. Точно так же, если садху видит, что кто-то действует таким образом, что это приведет к негативным последствиям, его долг сказать об этом.
В Индии очень любят пение баулов*. Но ачарйи предостерегают: «Если человек будет следовать за этими людьми, то он не достигнет любви к Богу». Если человек несет ответственность за других и указывает на какие-то принципиальные недостатки, чтобы предотвратить проблемы в будущем, то это не критика. Это исполнение долга.
Что делать, если человек начинает критиковать Гуру или других преданных?
Рекомендуется оставить общение с таким человеком. Если он критикует садху, это может осквернить даже сознание того, кто слышит такую критику. В каждом индивидуальном случае нужно действовать по-разному, смотря насколько далеко человек зашел в своем оскорбительном настроении: либо это просто невинный, который повторяет чьи-то слова, либо это человек, который испытывает вражду к садху.
Однозначно, если у такого человека есть здравый рассудок, то необходимо попытаться убедить его в том, что это не приведет ни к чему хорошему: это оскорбление Святого Имени и Гуру, поэтому Кришна будет очень недоволен. Если человек действительно считает себя преданным Кришны и пытается развивать духовные отношения с Кришной, он должен всегда избегать критики спутников Господа и преданных, которые посвятили себя проповеди Святого имени.
Если человек начинает искать недостатки в духовном учителе, то его духовный прогресс полностью останавливается. Если кто-то критикует духовного учителя, лично я оставляю это место и больше не имею близких отношений с этими людьми.
Как научиться воспринимать критику правильным образом, чтобы она помогала прогрессировать?
Мы должны находиться в настроении ученика. Если у преданного есть умонастроение ученика, он будет видеть в этом милость духовного учителя, которая проявляется через этого человека.
Должно быть духовное знание, чтобы сделать правильные выводы. Бывает откровенно пустая критика. Она может не относиться лично ко мне и быть более-менее надуманной. Но если есть знание, то все равно можно сделать позитивный вывод: если об этом говорят, то что-то в этом есть. Необходимо анализировать: что именно беспокоит людей, почему они это говорят, почему именно мне?
Не могли бы Вы поделиться примером из собственной жизни о конструктивной критике, которая привела к положительному результату?
Когда меня поставили ответственным за обучение новых преданных проведению пуджи Божествам, старшие вайшнавы сказали: «Есть одно правило, которому ты должен обязательно следовать. Чтобы указать человеку на какие-то недостатки (неизбежно человек совершает какие-то ошибки в обучении), сделай это наедине и ни в коем случае не говори в негативном ключе, даже если что-то было сделано полностью неправильно. Скажи, что вот это и это было хорошо, а вот это можно еще лучше, если сделать так-то и так-то…»
То есть, нужно говорить в таком ключе, чтобы человек не чувствовал себя униженным. Это больше касается не критики, а этикета взаимоотношений с преданными – с теми людьми, с которыми мы не хотим потерять отношений.
Ведь находиться среди вайшнавов – это наша цель. Когда присутствует умонастроение служения, то даже если внешне это может показаться критикой, это не принесет негативных последствий. Это не будет разрушительным, Кришна Сам позаботится об этом.
Или, например, мы с кем-то не согласны. Он, на наш взгляд, говорит полную чушь: это не соответствует никакой философии. Можно отреагировать так: «Все, что ты сказал – это полный бред. Хватит молоть чепуху». И все, конец отношений.
Человек видит: «Меня не хотят выслушать. Все, что, на мой взгляд, кажется разумным, в его глазах – абсурд». Но можно ведь сказать по-другому: «Во всем, что ты говорил, вот этот момент неплохой, вот с этим я полностью согласен. А вот здесь, с точки зрения писаний и на мой взгляд, неправильно. Если ты готов меня выслушать, я могу объяснить почему» – и отношения продолжаются.
Это умонастроение служения. Разрушительная критика такова: «Все нужно разрушить, а затем сделать по-новому. Тогда будет правильно!»
А конструктивная критика – это когда то, что случилось, также хороший жизненный опыт. Она вносит определенную новизну, практический опыт: как что-то улучшить, не сломав при этом то, что было сделано ранее.
Интервью с Сиддхартхой прабху
______
* В переводе слово «баул» означает «святой безумец». Баулы восстают против любой религиозной традиции, живут сами по себе, кочуя по Индии в поисках «безумной любви к Богу» (прим. редактора).