Кришна — голодный Бог. Он голоден по Своим преданным

Имя 374-е — Амитасанах, что значит — «Тот, кто ест бесконечное количество». Уже было такое имя — Махашана, то есть «Великий едок». Тут дается более глубокое понимание.

В Пури Он съедает каждый день 52 подношения. В Двараке Он каждый день ест в 16108 домах, и царицы Его очень хорошо кормят. Они не делают ему какие-то маленькие подношения. Кришна не постится. Может быть, как Нара-Нараяна Он постоянно постится, у Кришны есть все стороны, но обычно он хорошо ест.

В Храме Кришна-Баларама в первые годы не было много прибыли, и подношения бхоги были очень маленькие. И преданный, который готовил, не был этим очень счастлив, он хотел готовить для Кришны большие подношения. И это все дошло до Шрилы Прабхупады, который сказал: «Мы должны кормить Кришну, как голодного юношу, как здорового, голодного юношу». И Шрила Прабхупада перечислил, что на завтрак нужно предлагать восемь пури. Кришне нравится есть, Ему нравится есть много.

Во Вриндаване его кормят каждый день не только Яшода, но и многие, особенно когда Он принял форму всех пастушков. Тогда все гопи из каждой группы кормили Его, они кормили Его очень сытно, особенно много молочных продуктов. Кришна был очень счастлив все это принимать. И мы видим изображение маленького Кришны, Он такой толстенький малыш, не худой. То есть молочные продукты делают вас таким полненьким, и Он очень много молока употреблял от коров, и даже после того, как Он много съедал, Он все равно шел и крал еще. То есть у Него бесконечный аппетит, нескончаемый.

В Двараке Его кормят не только в каждом дворце, есть много членов династии Яду, которые приглашают Его. Кришна идет, и Он отвечает на приглашения. Также Он ест все. Грасишну прабхавишну ча (БГ 13.17). Грасишну — Он все съедает в том смысле, что в конечном итоге Он все поглощает, Он все разрушает, все растворяется в Нем.

Еще это имя можно понять так — Он обеспечивает едой каждого, нитьо нитьянам четанаш четананам… (Катха-Упанишад 2.2.13). Это бесконечно. Среди всех вечных есть один высший вечный. Одно высшее вечное сознающее существо, которое обеспечивает всеми потребностями всех остальных. Все, что мы едим, дает Кришна. Это относится к каждому живому существу, начиная с крошечного муравья и заканчивая большими слонами и даже орлами, которые едят слонов, и тимингилами, которые поглощают китов. Кришна кормит, обеспечивает пищей каждого.

Также пример Говардхана. Всю ту массу пищи, которая предлагалась на Говардхане-пудже, принял Кришна. И также есть очень много храмов Кришны не только на этой планете, но и на других планетах также. И Кришна принимает столько подношений от всех преданных! В одно мгновение, очень быстро Он съел всю пищу, которая была сложена в виде гор на Говардхане.

Не говоря уже о пище, Он проглатывает все вселенные во время вселенского уничтожения, нет ничего, что Он не может переварить. И даже то, что мы перевариваем, происходит благодаря Его помощи. Он говорит в «Бхагавад-гите» (15.14):

ахам ваишванаро бхутва
пранинам дехам ашритах
пранапана-самайуктах
пачамй аннам чатур-видхам

Он говорит: «Я, как огонь пищеварения, перевариваю все, что съедает каждый». Мы должны помнить, наша способность есть и переваривать тоже приходит от Кришны. Некоторые люди в Индии традиционно, прежде чем принимать пищу, цитируют этот стих: ахам ваишванаро бхутва, помня о том, что все в конечном итоге благодаря Кришне.

Итак, Кришна может есть бесконечно. Он голодный Бог. Он голоден по Своим преданным, Ему не нужна наша пища, но Он принимает пищу, предлагаемую ему с любовью:

патрам пушпам пхалам тойам
йо ме бхактйа прайаччхати
тад ахам бхактй-упахритам
ашнами прайатат манах (БГ 9.26)

Он принимает пищу, которая предлагается Ему с любовью. Ему нравится пища как среда, при помощи которой выражается любовь.

Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Махидхарах, Махабхагах, Вегаван, Амитасанах»