Не подражайте этому! Это не для нас. Мы должны знать наш уровень!

Рупа Госвами, который дал много ниям, много правил, в «Бхакти-расамрита-синдху», в другой своей книге – «Упадешамрите» дает шесть подходов или отношений, которые испортят наше бхакти. Одно из них – нияма аграха. Посредством санскритского анализа это может означать два совершенно разных подхода, но и тот и другой портят бхакти. Один, это когда человек слишком стремится следовать правилам, не понимая духа этих правил, который состоит в том, чтобы удовлетворить Кришну. Другой подход – это нияма ааграха, то есть когда человек слишком страстно относится к правилам. Но сами по себе правила – это еще не цель. Это лишь средство. Но другая интерпретация – это нияма аграха, то есть когда человек не принимает никаких правил. Так что правила нужно принимать, но необходимо знать дух, стоящий за этими правилами. Смысл этих правил в том, чтобы удовлетворить Кришну.

Как же мы можем понять, что удовлетворяет Кришну? Об этом мы узнаем из шастр. Кришна дает шастру, чтобы мы могли понять, что Его удовлетворяет. Особенно бхакти-шастры, там написано что Его удовлетворяет.

Мама Яшода связывает Кришну. Это удовлетворяет Его, любовь Его преданных удовлетворяет Его. Это не предназначено для каждого. В шастре нет правила, что мы должны связывать Кришну и показывать палку, чтобы Его побить. Мама Яшода это делает, Вамшидас Бабаджи это делает. Мы можем слышать об этом и прославлять Кришну. Вернее прославлять таких великих преданных за их любовь к Кришне. Но что касается нас самих, мы должны следовать правилам и ограничениям. Особенно в поклонении Божествам: есть масса правил. Иногда это не правильно понимается, как то, что правил нет.

Чайтанья Махапрабху говорит о повторении Святого Имени. Он говорит: «Кришна, у Тебя много имен. Нет каких-то строгих правил для повторения этих имен». Даже если вы лежите, даже если вы едите, вы можете повторять Святое Имя. Вы не можете так поступать при поклонении Божествам. Вы не можете сказать: «А, я устал, я прилягу, пожалуй. Немного тут в алтаре полежу, а затем продолжу арчанам». Или когда вы предлагаете бхогу Кришне: «О! Аппетитно выглядит! Надо немножечко попробовать!» Шрила Прабхупада мог так делать. Иногда. Он более чем один раз так делал. Он показывал преданным как готовить, и он начинал сам есть, прежде чем предложить это Кришне.

Однажды он пришел в храм в Лондоне, когда делалось подношение Божествам. Это было в первые годы Движения. Он увидел, что поднос с подношением только что внесли. Он указал на поднос со сладостями и сказал: «Дайте это мне!» И он взял одну сладость. Вы, наверное, в шоке, кода это слышите. Не подражайте этому! Это не для нас. Мы должны знать наш уровень! Мы должны учитывать адхикар: каков наш уровень. И Шрила Прабхупада – он ачарья, он учит нас всем этим правилам и ограничениям. Мы должны знать, что мы не должны ему подражать, когда он из своей любви к Кришне крадет Его ладду. Как пастушок во Вриндаване.

Итак, воспевание Святых Имен. Деша, кала, патра. Время, место, обстоятельства — все это учитывается. Есть также определенные факторы в воспевании Святого Имени, например 10 оскорблений при воспевании. Во всех вопросах преданного служения есть определенные факторы. Два главных: сиддханта и раса.

Каково правильное философское понимание и как удовлетворить Кришну. Кришну удовлетворяет отношение. Но если отношения смешаны, то это не сработает.

Есть масса примеров в «Бхакти-расамрита-синдху». Например, если вы пытаетесь смешать шанта-рати с мадхурья-рати, это не сработает. Кришна не будет доволен. Если вы будете прославлять Кришну: «О, Ты верховный, олицетворенный безличный Брахман, все на Тебе покоится, поцелуй меня!» Это не работает. Этот пример приводится в «Бхакти-расамрита-синдху». Это не сработает. Кришна не будет доволен.

О Чайтанье Махапрабху говорится: если Он встречался с утверждениями, которые противоречат правильному пониманию преданного служения или являются расабхасой, то есть неправильным смешением вкусов, это не доставляло наслаждения Чайтанье Махапрабху.

Так что бхакти означает доставлять наслаждение Кришне, и правила и ограничения существуют для того, чтобы вести нас к тому, что Кришна хочет от нас. И в бхакти есть какое-то послабление правилам и ограничениям, [но] не из-за лени. Кришна не доволен нашей ленью, нашей прихотью. Но если [это происходит] по какой-то причине: из-за старости или слабости, или из-за того, что человек совсем еще новичок, это не рассматривается как грех.

Но если мы продолжаем преданное служение и не пытаемся подняться до правильного стандарта следования правилам, то это действительно превращается в оскорбление.

Как вот пример: ученый человек говорит «вишнаве», а тот, кто не знает, говорит «вишная». И тот и другой [действуют] согласно степени их энтузиазма прославлять Кришну. То есть Кришна принимает, что они говорят, Он принимает настроение. Но не нужно думать, что тот, кто знает, что «вишнаве» правильно, но продолжает «вишная»… Кто-то должен ему сказать: «Нужно повторять «вишнаве», это язык Кришны, ты же хочешь прославить Его, ты должен знать язык».

Если муж после 20 лет брака до сих пор не может должным образом запомнить имя жены… Возможно, такой брак не дотянет до 20 лет. Если вы любите кого-то, то уж, по крайней мере, вы должны знать, как правильно произносить его или ее имя. Так что вначале мы можем допускать ошибки, но мы должны учиться и совершенствоваться.

Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Следовать писаниям и избегать выдумок»