Мёртвый не может проповедовать

У человека есть одно важное свойство, которое, не будучи задействованным, не дает возможность проявиться настоящему счастью, и, как бы, процветанию личности. Этим свойством человеческой натуры, которое очень часто у людей дремлет и не раскрывается по-настоящему, является способность мечтать.

Если у человека есть мечта – значит он человек. Если у человека нет мечты — он человек потенциально, но еще не состоялся, как личность. Поэтому, отличие человеческого существа от животного, одного из главных отличий, заключается в том, что человек наделен даром воображения. И вот воображение, это, по сути дела, не что иное, как некая способность вступать с Кришной в отношения сотворчества.

То есть быть вместе с Богом, как Творец с Творцом. Кришна, он такой, Абсолютный Творец, а мы являемся его частичными подобиями, то есть мы тоже творцы. И собственно говоря, подобие живого существа и Бога, оно заключается в том, что живое существо и Кришна обладает качеством воображения. Потому что воображение – это творческая функция.

Кришна, из него исходит творческий импульс, то есть из него возникает импульс вдохновения, благодаря этому всё твориться. Как Маха Вишну, он лежит в этих волнах, и из его сердца проявляется план творения. Преданный тоже лежит, где-нибудь… (смеётся), на волнах киртана, танцует на этих волнах, как Маха Вишну, и из его сердца проявляется это творческое желание участвовать в замыслах Господа.

И вот когда эта вещь происходит, тогда возникает йога. Йога — это не что иное, как союз двух желаний, желаний живого существа и желаний Бхагавана. Сегодня мы с преданными это обсуждали, что йога — это не просто какая-то состыковка пазлов таких, да? Такая механическая. Нет. Йога – это очень неформальный процесс. Йога возникает тогда, когда у живого существа горит сердце.

Живое существо с горящим своим сердцем, оно чувствует огонь сердца, это ощущение желания Господа. И когда эти два огня соединяются, возникает йога. То есть мёртвый человек не может проповедовать, он не может даже маха-матру повторять. Имеется в виду человек, у которого нет огонька.

Иногда преданные думают: «Ну я же повторяю Харе Кришна, да? О чём вообще разговор, я совершаю йогический процесс — бхакти-йога». Но дело в том, что сама по себе маха-мантра, вибрация маха-мантры, она является по сути дела… Секрет этой вибрации заключается в соединении двух начал мироздания, мужского и женского начала.

И в женском начале присутствует эмоциональное влечение, стремление, как бы соединиться с Пурушей. А в мужском начале присутствует вот это вот стремление к творению. Создать что-то удивительное, сделать что-то настоящее в жизни. Поэтому, если у преданного нет стремления сделать что-то настоящее в жизни, это касается мужчин, в первую очередь, но и женщин тоже касается, просто там разный акцент… И так же нет этого эмоционального стремления соединиться с Кришной, удовлетворить Его. Это означает, что мы не повторяем маха-мантру должным образом. То есть мы делаем это не внимательно. Потому что внимательное повторение джапы, это не просто, когда мы сидим и пытаемся звуки слушать.

А внимательное повторение – это переживание того, что вам открыто в маха-мантре, то есть переживание вот этого союза божественного Радхи и Кришны — вот это повторение маха-мантры. По сути я имею в виду, не по форме. По форме вы можете повторять маха-мантру как угодно. Но если вы ее повторяете по сути, если присутствует бхава… а бхава означает сущность, то маха-мантра, она твориться. Мы творим повторение Святого имени.

Мы не просто его повторяем, как некий набор звуков, мы переживаем это повторение, его смысл. То есть, духовное переживание отличается от материального именно тем, что материального переживание — это переживание, касающееся нас любимых, наши чувства, когда нам что-то нравится. «Ох, какая красивая мелодия» — я переживаю. «Так замечательно преданные поют Харе Кришна». Это тоже ручи, но это вторичное ручи. Первичное ручи – это переживание именно самой йоги, которая случается в Святом имени, когда Радха и Кришна встречаются там. Потому что повторение маха-мантры – это встреча Радхи и Кришны.

И когда Радха и Кришна встречаются, чистый преданный испытывает восторг встречи, он испытывает счастье, переживание божественного союза. В этом секрет вкуса повторения святого имени, когда преданный испытывает этот вкус. И он мечтает, он мечтает, как бы устроить встречу Радхи и Кришны. Это настроение гаудия сампрадаи, гаудия вайшнава, проповедника.

Он стремится привести Радхарани к Кришне, он стремиться все чувства живых существ, иначе говоря, всю эту природу, чувства живых существ, отношения живых существ, то есть природу – это женская ипостась Господа, которая принадлежит Ему, он стремиться устроить Их встречу. Он стремиться привести Радхарани к Кришне: «Вот, Кришна, я смог, я постарался устроить эту встречу.»

Поэтому то, что мы с вами будем изучать, это не просто знаете, какой-то документ религиозной организации, это не просто даже волеизъявление ачарьи. А это, как бы изложение мечты, не просто даже чистой души, потому что святых много, а именно души, которая во чтобы то ни стало, испытывает величайшую мечту.

Она мечтает и… Когда человек что-то мечтает… Чем мечта отличается от фантазии? Когда вы фантазируете – вы изображаете то, чего нет. Вы думаете о каких-то вещах, но вы реально не собираетесь ничего делать для этого, верно? Вы просто фантазируете, вам приятно думать, что я преданный, у меня кантхи-малы, как здорово, Кришна меня потом заберет в какой-то момент. Заберет только куда, вот в чем вопрос? Потому что, для того, чтобы забрать в свои игры, Кришне должно быть с нами интересно, то есть мы должны быть живыми, быть такими же, как и Он, то есть подобное привлекается подобным.

Но если нам не интересно, если у нас нет вот этого творческого огонька, мечты, что мы будем делать в Кришна-лиле? Там все вот такие, как Кришна. Они все что-то затевают. У них всё время желание что-то сделать такое, замечательное, с Кришной. Заняться с Кришной каким-то сотворчеством, поэтому Кришне интересно с этими дживами.

И как только Он такую дживу увидит, хотя бы признаки, Он сразу начинает культивировать это в нас, Он раздувает в нас этот огонёк бхакти. И когда только это огонёк разгорается, Кришна уже не может жить без нас, Он нас тащит на Голоку, потому что наше место там, среди живых преданных.

Е.С. Бхактиведанта Садху Свами