Что означает подружиться с равными

Подружиться с равными означает практиковать 6 видов прити лакшанам, 6 видов любовного обмена, которые описаны Шрилой Рупой Госвами в «Упадешамрите».

Помимо этого, дружить с равными означает помогать им в их служении. Когда равные проходят через тяжелые периоды, необходимо помогать им, подставляя плечо. И нужно всегда защищать репутацию равных. Бывают такие ситуации, когда в храме есть несколько равных старших преданных, которые находятся примерно на одном уровне. И часто бывает так, что кто-то из этих преданных совершает ошибку. И к другим старшим преданным в этот момент приходят младшие и жалуются на него. В этот момент этим старшим преданным очень важно отстоять репутацию их друга, защитить его. Понятно, что если он сделал глупость, то можно это признать, но, тем не менее, нужно сотрудничать. Необходимо каким-то образом сгладить это. Ни в коем случае нельзя говорить: «Да, да! Вы правы. Он – негодяй! Он все время совершает оскорбления». Такой ответ обычно свидетельствует о зависти.

Помогать равным означает, что если к нам приходят с жалобами на них, то мы не подстрекаем людей и дальше сомневаться в этих преданных. Наоборот, мы переводим разговор в конструктивное русло, чтобы сохранить доверие к этим преданным, но потом по-дружески можем с ними поговорить: «Слушай, была ситуация. Ко мне подошли люди, пожаловались. Давай подумаем, как мы эту ситуацию исправим? Может быть тебе стоит извиниться? Что мы в этой ситуации делаем?» Это еще один очень важный аспект.

Если вы будете так поступать с равным преданным, ваша дружба сохраниться на много лет. Но как только вы начнете поддакивать каким-то жалобам, это дойдет до ваших друзей, и они почувствуют, что вы их предаете. И отношения сразу же разрушатся. Поэтому поддерживайте своих друзей, помогайте им в их служении, старайтесь общаться с ними на уровне прити лакшанам (4 стих «Нектара наставлений»).

В Джи-би-си колледже вообще учат совершать прити лакшанам с равными преданными на публике, в храме, чтобы младшие преданные видели это, чтобы создавалась определенная атмосфера. Потому что сейчас очень часто младшие преданные видят только как старшие ссорятся между собой. Они чувствуют это напряжение между равными. Очень редко старшие обладают мудростью, чтобы в храме вместе петь, повторять джапу, раздавать прасад, слушать лекции – даже младших преданных, вместе танцевать на киртанах. Если же младшие будут видеть такие отношения между равными старшими, эта майтри, дружба будет очень сильно увеличивать их веру, и мы сами будем чувствовать поддержку равных.

В ИСККОН есть эта проблема — старшие преданные часто чувствуют одиночество. Почему? Потому что они не умеют выстраивать отношения с равными. Они сами в этом виноваты. Они не прилагали усилий, чтобы выстраивать отношения с равными. Отношения — это искусство, которое требует постоянного вложения. Невозможно поддерживать отношения, если вы все время не вкладываете в эти отношения. И как мы вкладываем в отношения? Мы проводим время с нашими друзьями, мы помогаем им в их служении, советом, физически, поддерживаем их репутацию, когда кто-то на них жалуется. И мы позволяем друзьям рассчитывать на нас в сложных ситуациях. Например, нужно готовить воскресный пир, а они не могут, потому что возникла какая-то жизненная ситуация — в этот момент они должны почувствовать, что мы придем на помощь, что мы скажем: «Не проблема! Иди решай свои вопросы, я заменю тебя». Вот такого рода настроение…

Есть общины каништха-адхикари, мадхйама-адхикари и редко, но есть общины уттама-адхикари. Общины каништха-адхикари — это общины, в которых постоянно происходит разбор полетов, где постоянно случаются какие-то конфликты, зависть, интриги, политика. Чего там только не происходит, но только не проповедь. Общины мадхйама-адхикари — это общины, где постоянно ведется проповедь. Где люди взаимодействуют друг с другом, где они друг другу помогают, где они подставляют плечо друг другу, где они дружат. И в результате того, что они дружат, они обретают бхакти-шакти. Бхакти-шакти — энергия, которая позволяет проповедовать. Она приходит в результате служения гуру и дружбы с другими преданными. Это два источника духовной силы, которые позволяют нам проповедовать. И есть общины уттама-адхикари, где квалификация преданных очень высока, и это сразу же чувствуется – такой заряд духовной энергии в этих местах.

Будет ли наша община каништха или мадхйама? Это зависит от того, каковы мы. Какие мы приоритеты расставляем. И на каком уровне мы хотим общаться с равными преданными.

Е.М. Радха Говинда прабху