Мы не старшие преданные, мы старые преданные!

Вчера мне довелось отобедать в обществе двух учеников Прабхупады, в столовой Нью-Вриндавана. Здесь это обыденно – нет vip-столиков, все вкушают общий прасад и вместе. Они сидели рядом и обсуждали свои бытовые вопросы, а я тихонько подсел к ним со своей тарелкой прасада и молча стал есть. Когда я собрался вставать и уходить, один из них – Чайтанья Бхагавата Прабху, неожиданно взял меня за руку и сказал: Извини, что мы отвлекали тебя своей пустой болтовней.

Я ответил: Что вы! Вы совершенно меня не побеспокоили. Вы – старшие преданные и вправе обсуждать такие темы, какие посчитаете нужным.

– Мы – не старшие преданные, мы – старые преданные! В этом есть большая разница. Нам еще идти и идти…

Он сказал это совершенно простодушно, без притворного смирения, как на самом деле чувствовал (в смысле — «не стремясь показать должный пример младшему брату»), и продолжил: Я много лет не осознавал положение Гаура-Нитай (Божеств в Нью-Вриндаване). На фоне Радха-Кришны Они всегда казались мне второстепенно важными. Но недавно меня озарило – ведь Чайтанья – это объединенная форма Радхи-Кришны, Их самое сокровенное проявление и, одновременно, самое доступное для преданных. Разве это не удивительно – самое сокровенная форма Кришны на алтаре практически у каждого преданного! И я это осознал только сейчас, после многих лет. Какой же я глупец! – и его глаза засверкали….

Поверьте, когда такое слышишь от по-настоящему старших преданных, не санньяси, не гуру, но учеников Прабхупады, – тебя пробирает до костного мозга. Иногда нам кажется, что быть «продвинутым преданным» значит быть во всем первым – быть во всем правильным, говорить только и всегда правильные вещи, следить за своей репутацией, быть примерным и безупречным… И соответственно, не обращать особого внимания на тех, кто «плетется» к Кришне – где-то там позади, кто иногда спотыкается, но продолжает идти, кого не часто увидишь на вьясасане, кто не стремится к положению духовного лидера, президента храма или проповедника, но остается в тени других вайшнавов и мирно продолжает служить своему гуру и Кришне. Мне кажется, что зачастую должное внимание к таким преданным несправедливо занижено. Но слава Богу, они еще есть, и слава Кришне, что еще можно встретить таких учеников Шрилы Прабхупады в этой жизни.

Кашишвара прабху