Мой внутренний враг — я сам

Над головой Шрилы Прабхупады висит цветное изображение Господа Кришны в деревянной рамке. Сама рамка украшена гирляндой, сделанной из красных цветов, которые на санскрите называются дхак, что означает «огненный», и маленьких белых цветов, которые называются арни и своим внешним видом и запахом напоминают жимолость.

— У меня никогда не было такого чувства, что мой Гуру Махарадж покинул меня хотя бы на мгновение, — говорит Шрила Прабхупада. -Я постоянно ощущаю его присутствие в своём сердце.

Я сижу перед ним на полу, пристыженный, но недостаточно. Я нарушил несколько обетов; более того, зная о своих слабостях, я точно могу сказать, что нарушу их снова. Если бы мне действительно было стыдно, или бы я раскаивался, то я был бы в таком горе, что предпочёл бы сразу умереть. Но нет, выручает моё обыкновение грешить, раскаиваться, а затем грешить снова — дурная католическая привычка.

Я вспоминаю дни учёбы в школе, когда стоял на коленях в исповедальне перед отцом О’Фаррелом. «Благословите меня, отец, ибо я согрешил. Прошла одна неделя с момента моей последней исповеди. Я поддался нечистым помыслам и поступкам»…

Отец О’Фаррел, подперев свою большую морщинистую голову одной рукой и перебирая чётки другой, сказал: «Мой мальчик, обезьяны и бабуины делают подобного рода вещи».

Христос сказал, что грешника нужно прощать «семьдесят всемеро» раз, но Шрила Прабхупада говорил: «Разве тебе не стыдно возвращаться и говорить «простите меня» снова и снова?

Это просто эксплуатация милости Господа. Обман, и ничего больше. Вы грешите один раз, я прощаю. Вы грешите второй раз, я прощаю. Вы грешите третий раз, я не прощаю. Для исправления необходимо наказание, а иначе паршивцы будут продолжать грешить».

Я смотрю на цветную картину с Господом Кришной. Мне стыдно смотреть прямо на Шрилу Прабхупаду. Он сидит в позе лотоса и повторяет мантру, перебирая чётки. Я жду, когда он заговорит, скажет мне идти отсюда. Я смотрю на Господа Кришну и молю о наставлении. «Чьё это искусство напоминает нам о Тебе?» Кришна сидит на камне, скрестив ноги, Его жёлтое дхоти поддалось выше колен. Одной рукой Он обнимает телёнка, а в другой держит флейту. На шее гирлянда. Он смотрит вдаль, как будто ждёт кого-то. Может быть, Он в Рамана-рети и ждёт Балараму играть. Или, может быть, он дожидается ночного свидания с Радхарани.

На Шриле Прабхупаде тоже гирлянда. На лбу сандаловая паста. Неожиданно его золотистая рука поднимается вверх в неярком свете.

— Кришна и свет, — говорит он мягко. Затем его рука опускается вниз. — Майя и тень.

Я закрываю материальные глаза и мысленным взором вижу его образ и его мерцающую золотистую руку, затем снова открываю глаза.

— Свет или тень, — показывает он. — Кришна или майя. Выбор за тобой, тебе решать, чью сторону принять. Всё зависит от твоего желания.

-Я приехал во Вриндаван, потому что мне нужен Кришна, — сознаюсь я, — но меня разрывает на части. Как будто здесь сидят два человека: Хаягрива дас и Говард, мистер Хайд и доктор Джекил.

— Поэтому позволь майе уйти. Говард родился вместе с этим телом и умрёт вместе с ним. Хаягрива дас — это вечная индивидуальность души, настоящий ты.

— Я думаю, в момент смерти он превратится обратно в доктора Джекила, — говорю я.

— Зависит от твоих мыслей в момент смерти.

— Тогда мне нужно учиться думать о Кришне.

— Для этого дана бхакти-йога — наука о душе, наука о Боге. Сейчас по утрам я даю лекции по «Нектару преданности». Приходи, слушай и записывай то, что ты понял.

— Моя проблема в том, что моё ложное эго не исчезает, — сокрушаюсь я, — даже если я хочу, чтобы оно исчезло. Почему?

— Арджуна задал такой же вопрос. Он спросил Кришну: «Почему человек грешит, как будто что-то заставляет его делать это?» И что ответил Кришна?

-Кама, — говорю я. — Вожделение.

— Вечный враг этого мира, — добавляет Прабхупада, — внутренний враг. Победишь его — и ты на Вайкунтхе, ты на свету. Подчинишься ему — и ты в аду, во тьме. А это означает новое рождение.

— Похоже, что я обрекаю себя на ад.

— Бхакти-йога практична и научно обоснована, — говорит Прабхупада. — Если она не работает, посмотри, всё ли ты делаешь правильно. Уж не думаешь ли ты, что ты будешь пытаться обмануть Кришну, а Он и не поймёт?

— Нет, — говорю я.

— Как ты думаешь, что означает «всеведущий»?

И снова я смотрю в пол и вспоминаю одну из любимых цитат моей бабушки: «За тобой всегда следит всевидящее око». Сама эта мысль была ненавистна мне с детских лет. Она всегда заставляла меня чувствовать себя неловко.

— Всезнающий, Шрила Прабхупада, — отвечаю я.

— Да. Кришна знает твои самые сокровенные мысли, — подтверждает Прабхупада. — Для Него не существует тайн. Даже если ты полагаешь, что ты можешь скрыть свои грехи от гуру, как долго, по-твоему, ты сможешь продолжать грешить? Ты думаешь, твой гуру не может сказать, какой из его учеников обманывает, а какой нет?

— Нет, Шрила Прабхупада.

Я сопротивляюсь побуждению куда-нибудь спрятаться. На ум приходит картина «Портрет Дориана Грея». Все грехи Дориана были изображены на портрете, который он прятал. Лицо Дориана с годами оставалось юным и безупречным, не смотря на греховную жизнь, а его тайный портрет становился всё отвратительнее, отражая суровую реальность. И Фрейд заметил, что когда человек чувствует себя виноватым, его виноватость сочится из всех пор его тела.

— Часто даже обычный человек может понять, где ложь, — продолжает Прабхупада. — Что уж говорить о Кришне или твоём гуру?

— Простите, Шрила Прабхупада.

— Кришна в образе Параматмы находится в твоём сердце и является свидетелем твоих поступков. Сарватах пани-падам тат сарвато ‘кши-широ-мукхам. «Повсюду Его руки, ноги, глаза, лики и уши. Он Сверхдуша ». Кришна видит всё, находясь внутри каждого атома. У Него повсюду много глаз. Где же ты скроешься от Него?

— Правильно. Но я всегда думал, что если Кришна всё знает, Он также всё понимает.

— Да. Он знает тебя лучше, чем ты сам. Кришна знает всё не только об этой жизни; Ему также известны и все твои прошлые жизни. «Арджуна, Я помню все жизни, через которые мы прошли с тобой вместе, ты же не помнишь ни одной». В этом состоит разница между Богом и обусловленным живым существом — забывчивость.

— Иногда я впадаю в уныние, Шрила Прабхупада, — говорю я. -Я чувствую себя как мышь перед луной.

— Конечно, это невозможно сделать своими стараниями. Если ты хочешь увидеть царя, ты столкнёшься со множеством препятствий. Но если царь хочет увидеть тебя, встреча легко состоится. Один искренний шаг к Кришне — и Он сделает десять шагов навстречу. Но чтобы полностью обрести Его, ты должен полностью покориться. Очистившись, ты не увидишь ничего, кроме Кришны. Преданное служение это процесс очищения, но ты должен набраться терпения.

— Боюсь, что я очень нетерпелив, Шрила Прабхупада. Это у меня наследственное.

— О? — он улыбается. — Вы, американцы, испорченные дети. Сознание Кришны — это не таблетка ЛСД, которую можно купить за пять долларов. Нет. Великие мудрецы совершали аскезы множество жизней, чтобы достичь Кришны. Но сейчас, в Кали-югу, Господь Чайтанья Махапрабху дал нам самый простой метод: повторение святого имени. Не имеет значения, какое имя Бога вы повторяете. Это не сектантский метод. У Господа есть миллионы имён, и Его трансцендентные энергии заключены во всех Его именах. С улицы доносятся крики старой женщины, заканчивающей свои вечерние круги: «Радхе-Шьям! Радхе-Шьям!» Я был бы гораздо удачливее, если бы родился одним из них. Крестьяне, простолюдины, они имеют кротость и смирение от рождения — кажется, им так просто быть в сознании Бога. Они видят Божество, садху, храм или изображение Кришны, и их глаза наполняются радостным восторгом.

Я поднимаю глаза и вижу, что Прабхупада смеётся надо мной. На картине над ним Кришне тоже, похоже, весело.

— Что думаешь, Хаягрива? Разве это не лёгкий метод?

И снова мне нечего сказать.

— Когда вы говорите, это звучит легко, — вздыхаю я. — Это легко, когда я рядом с вами.

— Но это не так легко?

— Нет, — говорю я. — Правда, это очень трудно.

— Если даже ребёнок может, то в чём трудность? Любой может петь, танцевать, принимать прасад.

— В правилах.

— Если ты повторяешь мантру, то правилам следовать легко. Они становятся сложными, когда ты перестаёшь повторять. Поэтому вначале я просил вас ежедневно повторять шестьдесят четыре круга, но вы пожаловались, что это чересчур. Тогда я сказал: «Хорошо, шестнадцать». А теперь ты жалуешься, что правила слишком трудны.

— Это всё ум, — говорю я. — Он продолжает купаться в испражнениях, даже когда я повторяю мантру.

— Ум нужно контролировать с помощью разума. Если он находится под контролем, то он твой друг; если он не под контролем, он твой враг. Ты контролируешь ум, читая Бхагавад-гиту и повторяя мантру.

— Ум всё равно блуждает, — говорю я. — Я обнаруживаю, что размышляю о вещах, которые происходили двадцать лет назад. Или я думаю о будущем. Или что-то внезапно приходит на ум и отвлекает меня.

-Поэтому ты должен каждое утро бить свой ум башмаком,- смеётся он. — Пусть ум знает, кто хозяин. Мана эва манушьянам коранам бандха-мокшайох. Ум является причиной рабства, и ум же является причиной освобождения. Бандхая вишаясанго муктъяи нирвишаям манса. Ум, поглощённый мыслями об объектах чувств, является причиной
рабства, а ум, привязанный к Кришне — причиной освобождения.

— Мой ум — словно дикий тигр, — жалоблю я Шрилу Прабхупаду.

— Это означает, что если ты не контролируешь его, он убьёт тебя. Но если ты контролируешь его — о! У тебя есть друг. Успех гарантирован. Майя будет стоять перед тобой со сложенными ладонями.

— Джай! А когда, когда наступит этот день?

— Когда ты станешь серьёзным, — обещает он. — Всё зависит от твоего желания. Никакое материальное препятствие не может помешать сознанию Кришны.

— Это кажется трудным.

— А быть в майе не трудно? Рождаться снова и снова не трудно?

— Но это порочный круг, — говорю я. — Как я могу стать серьёзным и предаться, когда ум не позволяет мне предаться?

— Хорошо, если ты не можешь принять всё сразу, — втолковывает он терпеливо, — тогда иди постепенно, шаг за шагом. По утрам посещай мангала-арати и повторяй шестнадцать кругов. Делай это постоянно. Возможно, будет аскетично, но ты увидишь, что тигр твоего ума становится спокойней. Просто попробуй. Когда Кришна увидит твои попытки, Он скажет: «О Мой дорогой мальчик. Сейчас ты искренне обращаешься ко Мне. Чем тебе помочь?» Кришна непобедим. Никто не может Его победить. Но любовь преданного связывает Его. Сейчас ты испытываешь определённые трудности из-за своих дурных привычек, но рано или поздно ты освободишься от них, поскольку ты принял метод. В этом прелесть сознания Кришны. Если в этой жизни ты выполнил пятнадцать процентов, то в следующей жизни ты начнёшь с шестнадцатого. Тебе гарантировано, что однажды ты осознаешь Кришну на сто процентов. Пойми.

Прабхупада вручает мне экземпляр Бхагавад-гиты со своего стола.

— Прочитай, — говорит он. — Апи чет су-дурачаро.

Апи чет? — я ищу слова в указателе санскритских стихов, затем читаю перевод.

«Даже если человек, занимающийся преданным служением, совершает самый отвратительный поступок, его всё равно следует считать святым, ибо он на верном пути. Он быстро становится добродетельным и обретает вечный мир. О сын Кунти, смело заявляй каждому, что Мой преданный никогда не погибнет».

— Ваша доброта… Шрила Прабхупада, — говорю я с полными слёз глазами. — Я такой негодяй!

— Просто не забывай Кришну. У тебя за плечами много служения, а Кришна не забывает этого. Просто продолжай писать и редактировать. Даже если у тебя много желаний, иди к Кришне. Он исполнит твои материальные желания, и в то же время ты обретёшь прибежище Его лотосоподобных стоп. Я обещаю тебе. Не беспокойся.

Е. С. Хаягрива Свами «Вриндаван»