Мирские тревоги — еще одна серьезная преграда на пути к Бхакти

Мирские тревоги — еще одна серьезная преграда на пути к Бхакти. Только после того, как пройдут стыд перед окружающими и завышенные представления о своих потребностях, эта преграда останется позади. Если рассудить трезво, человек нуждается в очень немногом. Но люди неразумные не умеют довольствоваться тем, что у них уже есть. «Что люди скажут, если у меня не будет того, другого, третьего?» — в страхе перед таким «позором», мы раз за разом — тысячу раз—оглядываемся на других и предаемся терзаниям. Если же перестать оглядываться на людей и просто сравнить свое положение с положением по-настоящему нуждающихся и бедных, то всякие беспокойства по поводу своей необеспеченности пройдут, уступив место удовлетворенности тем, что есть:

«Было время, у меня не было сапог.
Было так обидно, прям, помогай мне Бог!
Я повесил голову, пошел молиться в храм…
И, скажите мне на милость, что я вижу там?
Там я вижу человека, у него нет ног!
(Да как-то) сразу позабылося отсутствие сапог…»

Когда человек хочет направить свою жизнь к Богу, к каким только средствам не начинают прибегать окружающие дживы-заключенные, чтобы сбить его с этого пути! Как нужна в такое время дживе твердая, неуклонная решимость!

Но часто происходит так, что слабосердечные души теряют присутствие духа и, в страхе сделаться предметом насмешек, по наущению своих «доброжелателей» оставляют выбранный путь. Боже мой, знать бы им, чего они себя лишают! Даже такому святому, как Харидас Тхакур, пришлось пройти через избиение на двадцати двух базарах — разве из-за этого он хоть сколько-нибудь усомнился в истинном пути? Можно видеть, что души, обратившиеся к Господу, вначале встречают со стороны окружающих сплошные издевательства и унижения, но в конце концов истина торжествует.

В итоге даже сам оскорбитель припадает к стопам того, кого еще недавно пытался втоптать в грязь. Найдется ли тот, кто в страхе перед каким-то заурядным позором откажется принять Истину всем своим сердцем? Сколько великих душ ради высшей правды готовы были не задумываясь отдать все, вплоть до собственной жизни, — насколько же несопоставимо жалким выглядит в сравнении с их жертвой этот мелочный стыд перед людьми!

В миру хватает таких невежественных джив, для которых чужое благо как бельмо на глазу. Можно ли представить себе большего неудачника, чем тот, кто в страхе быть униженным этими презренными дживами оставляет истинный путь? Существует ли счастье большее, чем встреча с Прекрасным Господом? Если ради такого бесценного сокровища придется выслушать от людей пару-тройку слов, что с того? Кришна-Према — это что, поговорили и разошлись? Если ради нее я и пары слов не смог потерпеть, как же я надеюсь этот самоцвет обрести?

Потому, если хочешь встречи с Ним, забудь оглядываться на свою репутацию. Держи перед собой Его Одного — доволен ли Он тобой? — и, отбросив всякую зависимость от толпы, следуй путем, что приведет к Его Милости, — путем, который указал Он. В этом — непреходящее благо дживы.

Шрила Бхактивинод Тхакур